Академик Велихов: «Наука должна оживить экономику»

   
   

«Сегодня надо искать новую форму управления российской наукой. Коммерческие структуры, в которые превратились некоторые научные отрасли, не могут заниматься фундаментальными исследованиями», - считает академик Евгений Велихов.

Недавно он участвовал в конференции фонда «Сколково», которая проходила в Санкт-Петербурге. Так что же, эта особая зона, с её исключительными условиями, и призвана обеспечить нам ожидаемый выход в инновационные дали?

- Всегда надо попробовать, а здесь есть шанс, - говорит известный физик-ядерщик. - К тому же за дело взялся сам президент. Такой проект не пробьёшь без поддержки на самом верху, потому что бюрократические преграды у нас колоссальные. А «Сколково» - это открытая система. Она привлекает людей со всего мира и использует современные технологии, финансовые, управленческие, инженерные решения. Дальше они должны распространяться по всей стране. Поэтому я отношусь к «Сколково» положительно. Идея вдохновила много талантливых, энергичных людей, и мне хотелось бы им помочь.

Уникальная платформа

- "АиФ-Петербург": Ярких идей у нас всегда предостаточно. Жаль, результатов что-то не видно…

- Они есть! Я только что вернулся из Мурманска, где в Баренцевом море заработала уникальная платформа для добычи нефти. Чтобы реализовать столь масштабный замысел, нужно объединить усилия многих людей: мечтателей, скептиков, прагматиков, трудоголиков. Такой коллектив сложился на одного из предприятий оборонного комплекса, расположенного в Северодвинске. В результате сегодня на платформе, которую установил завод, работают 2,5 тысячи человек. Она будет производить свыше 7 млн тонн нефти ежегодно, и этот продукт оценивается примерно в 5 млрд $ в год.

- "АиФ-Петербург": Но это единичные прорывы, а в целом страна сидит на сырьевой игле или, в лучшем случае, пытается адаптировать к российским условиям западные технологии. Об этом говорили многие участники конференции «Сколково-2».

- Не соглашусь. Внутри той же платформы в Мурманске сконцентрировано немало достижений отечественной науки. Надёжную защиту от коррозии, например, обеспечил петербургский НИИ, который возглавляет академик Горынин. Применяется и очень современное горизонтальное бурение. Что же касается сырья, главное, что с ним делать.

   
   

- "АиФ-Петербург": В нашем случае 70 процентов - гнать за рубеж.

- Да хоть 100. Норвегия отправляет всю нефть на экспорт и является одной из самых благополучных стран Европы. Только надо грамотно это делать: загружать свою промышленность, создавать рабочие места, не воровать.

Посмотрите, Нобели, работавшие в России, гнали не сырую нефть, а делали из неё керосин и снабжали им всю страну. Поэтому надо открывать дорогу серьёзным крупным проектам, востребованным в мире. Очень нужны, например, газ, минералы. А энергетика? Сейчас около 10 процентов всего мирового ВНП тратится на энергетические нужды. Это предел. Кроме того, подсчитано, что в 2050 году человечество будет поглощать ресурсов в три раза больше, чем сегодня. Значит, их надо найти, добыть и постараться при этом не испортить природу.

Рубить!

- "АиФ-Петербург": Почему же при такой остроте проблем государство держит науку, образование в «чёрном теле»?

- Одна из причин - засилье чиновников, коррупция. Допустим, мы купили и установили новое оборудование - к нему надо приобрести расходные материалы. В развитых странах вы по Интернету выбираете нужные наименования - и на следующий день вам всё привозят. Мы же в аналогичной ситуации разрешения будем оформлять месяца три или больше. В тяжёлые времена при поддержке нашего института в России был построен самый современный завод по изготовлению микропроцессоров. Как сумели это сделать? Полностью, «под ключ» собрали в Швейцарии. «У вас всё украдут, останетесь ни с чем», - говорили нам скептики. Но мы его застраховали и доставили в страну. У нас что завод привезти, что одну маленькую заглушку - такое же количество документации. Мы насочиняли таких законов, наделали таких рогаток, что преодолеть их можно только одним способом, по-петровски - рубить.

Мало проектов и зарплат

- "АиФ-Петербург": С нашей бюрократией всё понятно. Но почему и в продвинутой, дисциплинированной Японии, напичканной высокими технологиями, допускаются в науке непростительные ошибки. Результат - авария на Фукусиме…

- Это стереотипы корпоративной культуры. Японцы долго выстраивают систему, но когда сделают - отступить уже не могут. Если японец поступает на работу в огромную корпорацию - это на всю жизнь. Поэтому, с одной стороны, схема очень эффективная, с другой - крайне жёсткая. У них уже была авария на реакторе Маньчжу, о которой не принято вспоминать. Тогда вытек жидкий натрий, крайне неприятная вещь. Они, как и в случае с Фукусимой, сначала никому ничего не говорили, целый день ждали. Когда начали действовать, время было упущено. Потери только на первом этапе составили 5-6 млрд $, а затем сломалась и вся «конструкция». Это произошло 10 лет назад.

- "АиФ-Петербург": Тем не менее японцы быстро залечивают страшные раны, а у нас о той же модернизации говорят годами. На конференцию «Сколково» приехало много молодёжи - может, она реально возьмётся за дело?

- Главное - мотивировать молодое поколение. Сегодня можно применить свои силы в био- и информационных технологиях, наносфере, когнитивных науках. Но пока молодёжь неохотно идёт в эту область: мало серьёзных проектов, достойных зарплат, масштабных задач. Когда меня поставили руководителем крупной научной программы - я не был даже членом-корреспондентом. Теперь, боюсь, это невозможно. Но потенциал у нас большой.

Надо модернизировать не науку, как доказывают некоторые горячие головы, а на её базе оживлять экономику страны. Внедрить научные исследования там, где они дадут наилучший результат. В своё время академик Ипатьев был главой Главхима, академик Капица руководил Главкислородом. Учёные активно занимались промышленностью. В тот период наша страна играла ключевую роль в модернизации всей цивилизации. Сегодня надо вернуться на эти позиции.

Смотрите также: