В Санкт-Петербурге работает множество культурных национальных автономий, множество самых различных народов населяет город с самых давних времён. Татары появились здесь с самого момента основания города. Об их теперешних буднях мы поговорили с президентом общественной организации Санкт-Петербургское Татарское общество «Татарстан» Ринатом Валиевым.
- "АиФ-Петербург": Татары появились в Петербурге ещё при Петре I. Чем они занимались в то время и позднее вплоть до 1917 года?
- Мы в нашей организации внимательно изучаем историю Петербурга, в том числе историю жизни татар в нашем городе. Появились они здесь с самого начала строительства Санкт-Петербурга. Работали на многочисленных эпохальных стройках. Позднее служили в армии и на флоте, занимались ресторанным бизнесом. И в XVIII и XIX веках татары открывали много харчевен и закусочных, чайных. Там подавали классические национальные блюда, которые очень ценились горожанами. Ещё было несколько мест в городе, где продавались знаменитые татарские ковры.
Кроме того, в царские времена многие татары работали дворниками. Это была уважаемая профессия: у дворника были ключи от ворот, а ещё он сотрудничал с городовыми и был своего рода начальником жилконторы, если переводить на современный лад.
- "АиФ-Петербург": Чем же занимается ваша организация?
- Мы устраиваем встречи татар как с местными, так и с земляками из других регионов - действует свой клуб знакомств, организуем концерты и даже дискотеки. На них, кстати, приходит много русских, и никаких проблем. Помогаем инвалидам, многодетным семьям - отправляя детей в лагеря отдыха. Вообще тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Летом часто массово выезжаем на природу. Ну и конечно, рассказываем о древней татарской культуре, традициях, даже кухне. Есть у нас и курсы татарского языка, которые активно посещают и русские. Вообще наш язык с тюркскими корнями не самый сложный, моя жена русская, так вот она татарский выучила очень быстро. При этом мы активно сотрудничаем с районными администрациями, которые помогают в организации мероприятий. Скажем, при нашей организации есть национальный ансамбль «Шатлык» (в переводе на русский - «Радость»), он в национальных костюмах выступает на многих площадках, предоставляемых районными властями, и даже в детских садах.
- "АиФ-Петербург": Поддерживают ли татары в Петербурге игры флагманов спорта Татарстана - хоккейного «Ак Барса» и футбольного «Рубина»?
- Когда эти команды приезжают в Петербург, мы, конечно, собираемся, надеваем соответствующую атрибутику и идём на стадион.
С болельщиками «Зенита» и СКА у нас сложились отличные отношения. И после, и до матчей общаемся, обсуждаем спорт, братаемся, обмениваемся клубными шарфами. Спокойно можно ходить у стадиона с флагом Татарстана, все в ответ только улыбаются, независимо от результата матча. Это очень приятно.
- "АиФ-Петербург": Вы проживаете в Санкт-Петербурге с 1983 года. Наверняка чувствуете себя в городе давным-давно своим?
- Конечно. Но не только я. И недавно переехавшие татары чувствуют себя здесь комфортно, они быстро становятся петербуржцами. Никакой неприязни со стороны коренных жителей мы не чувствуем. Хотя, безусловно, национальный вопрос сейчас в России стоит достаточно остро.
Но интеграция в петербургскую культуру, быт, традиции позволяет любому национальному сообществу чувствовать себя в Петербурге комфортно, жить в согласии с исконным населением города. При этом совсем не обязательно забывать свои традиции.
Смотрите также:
- Айван Занатта: «Ключевой момент – это иметь команду, которая может играть эмоциями» →
- Некультурная столица? Владимир Тимофеев о том, как оставаться петербуржцами →
- Лев Додин: Бог учил нас не толерантности, а любви →