Любить или ненавидеть?
«АиФ-Петербург»: - Владимир Николаевич, в последнее время Санкт-Петербург всё чаще называют «некультурной столицей» России. А актёр Семён Фурман заметил, что городу больше подходит название «Петербургово»…
Владимир Тимофеев: - По формальным признакам Санкт-Петербург, безусловно, культурная столица России.
У нас самое большое число музеев, театров, памятников архитектуры на «душу населения». И вообще город замечательный и уникальный в своём роде. Но вот внутреннюю культуру поведения мы действительно теряем. Посмотрите, что творится на дорогах. Водители не уважают пешеходов, пешеходы - водителей. Город стал грязным потому, что людям лень пройти 20 метров до контейнера, а проще выбросить мусор у парадной.Даже по Невскому проспекту прогуливаются люди, потягивая пиво из бутылки. Ни в одном европейском городе я такого не видел. Раньше вся страна воспринимала ленинградцев как носителей культуры, их всегда можно было отличить по манере общения, правильной речи, вежливости. Разве кому-нибудь пришло бы в голову воровать мемориальные доски, как, например, на днях сделали с доской Урицкого на Васильевском острове. Мне кажется, что ленинградцами мы быть уже перестали, а вот петербуржцами ещё никак стать не можем.
При этом парадоксально, но в провинции люди как-то больше сохранили человеческие качества. В том же Пскове, Великом Новгороде… Однако стоит отметить, что по всеобщему неуважению и бездуховности Москва давно обошла Санкт-Петербург.
«АиФ-Петербург»: - Москвичи винят «понаехавших» провинциалов и гостей из ближнего зарубежья…
Владимир Тимофеев: - К сожалению, к понятию толерантность мы подходим очень формально. Да, мы должны уважать людей другой национальности и культуры. Но если они приехали в наш город, то всё-таки обязаны приспосабливаться, изучать и уважать его стиль жизни. Вливаться в городскую среду, а не менять её под себя. На самом деле, Петербург - очень сложный город. Его можно либо любить, либо ненавидеть, третьего не дано. Для тех, кто не приспособился к душе города, не понял её, - он навсегда останется мрачным, жёстким и чужим. И в последнее время случайных, чужих людей здесь становится всё больше. В том числе и из числа жителей других городов России. Многие из них временно приехали на заработки с надеждой построить карьеру и перебраться потом в Москву. Им не до истории, не до традиций.
Спасти, не уничтожив
«АиФ-Петербург»: - Градозащитники подсчитали, что при Валентине Матвиенко город потерял 170 исторических зданий, при Полтавченко - уже 16. Как найти компромисс между сохранением старого и внесением нового? Идея создания на Марсовом поле автостоянки и галереи магазинов, конечно, современна, но пугает.
Владимир Тимофеев: - Многим бизнесменам Марсово поле не даёт покоя уже давно. И периодически возникают подобные проекты. Я считаю, его нужно оставить в том виде, в котором оно существует. Что касается разрушения и изменения облика исторических зданий, то здесь всё упирается в нехватку финансов, а не в желание чиновников «избавиться от старины». Мы должны понимать, что живём при капитализме - просто так инвесторы вкладывать деньги в реконструкцию не будут. И защищать от «варваров-бизнесменов» разваливающийся дворец - значит обречь его на быструю гибель. Потому что у государства на реконструкцию средств нет. Нужно находить разумный компромисс между интересами города и инвесторов.
«АиФ-Петербург»: - Стеклянная крыша «Стокманна», чернеющая в самом сердце города, выходит, компромисс…
Владимир Тимофеев: - Она мне не нравится. Изначально предполагалось, что здание реконструируют, восстановят фасады в былом виде, а «начинка» будет современной - магазин, отель, жилой дом… Так делают во всём мире. Кто мог предположить, что появится такое стеклянное безобразие! К слову, в Санкт-Петербурге немало примеров, когда здания действительно были воссозданы в былом виде - вплоть до мельчайших деталей. Например, жилой дом на углу Исполкомской и Херсонской. Незнающие люди никогда и не скажут, что здание построено пять лет назад, а не в начале прошлого века. И со строительством «Охта-центра» нужно было найти компромисс. «Газпрому» - пойти на снижение высоты башни, а горожанам - согласиться. В итоге компания вложила 7,2 млрд руб. в освоение участка, а её оттуда прогнали. Теперь на месте «Охта-центра» зияет котлован, а район так и останется запущенным. Хотя мог бы стать деловым центром Петербурга, приносящим неплохой доход.
Подготовить актёров
«АиФ-Петербург»: - Что делать с вандализмом? Например, в Италии с ним борются с помощью видеокамер и огромных штрафов. А с прошлого года вандалам там и вовсе грозит до шести лет тюрьмы. А у нас, такое ощущение, разрисовали, отмыли за счёт бюджета, забыли…
Владимир Тимофеев: - Разрисовали, отмыли за счёт бюджета и как можно скорее. Чтобы не видели, как в культурной столице издеваются над памятниками. В прошлом году только скульптурную группу коней Клодта на Аничковом мосту «расписывали» 8 раз, два раза коням рвали уздечку. Камеры, которыми оборудован Невский проспект, вандалов не останавливают. Не помогли они и обновлённому Летнему саду. Буквально через несколько дней после открытия там уже пытались оторвать какие-то детали с фонтанов. Вопрос один - зачем? Зачем люди счищают позолоту с крыльев грифонов, установленных на Банковском мостике? Её невозможно использовать - слой позолоты слишком тонкий. Тем не менее грифонов «скоблят» с завидным постоянством. Такое ощущение, что это - дикое стадо, сметающее всё на своём пути. Не так давно я шёл по Аничковому мосту и увидел очередных туристов, оседлавших несчастных коней, чтобы сделать фотографию. Подошёл, объяснил, что скульптуры недавно помыли, их легко повредить и вежливо попросил слезть. Как вы думаете, что они мне ответили?
«АиФ-Петербург»: - Послали по известному адресу?
Владимир Тимофеев: - Вот именно. Однако хочу отметить, что несколько вандалов в Петербурге получили реальные сроки за порчу памятников.
«АиФ-Петербург»: - На прошлой неделе город обсуждал акцию «Опера - всем». Когда ОМОН разогнал любителей классической музыки, не попавших на бесплатный концерт. А последние чуть не снесли ворота Михайловского замка…
Владимир Тимофеев: - Градус напряжённости в обществе всё накаляется. А этот случай, увы, лишнее подтверждение, что до культурной столицы ещё далеко. Но все предпосылки к этому у нас есть. Я бы сказал, сценический задник и декорации имеются. Осталось подготовить «актёров».