Стройки на костях

   
   

Скандалы вокруг старых петербургских кладбищ разгораются один за другим. Шуваловский погост «атакует» стройка, Митрофаньевский - заправка, а многие другие исторические кладбища уже застроены.

Остановили ненадолго

В июле этого года в метре от ограды Шуваловского кладбища, заложенного ещё в 1769 году, началась стройка какого-то объекта. Местные жители были возмущены - из-за колебаний грунта покосилось несколько могил. Деятельность развернулась прямо у могилы скульптора Лишева, а это - памятник федерального значения. Причём застройщик явно нарушал городской закон № 820-7, запрещающий строить что-либо ближе 10 метров от ограды кладбища.

Активистам удалось приостановить стройку. На место были вызваны специалисты Госстройнадзора, которые выявили, что у застройщика нет разрешения на строительство. Это подтвердили и в администрации Выборгского района. По словам специалиста отдела строительства и землепользования районной администрации Натальи Петровой, компания должна была обратиться за разрешением к ним, а также в Комитет по градостроительству и архитектуре, но не сделала этого. Защитник кладбища Олег Долгов поясняет:

- Сейчас стройка заморожена, но может начаться в любой момент, как только общественность потеряет бдительность. Уже срубили дерево у ограды, которому было более ста лет. В блокаду его на дрова не спилили, а тут... Зачем частный инвестор непременно хочет построить дом у самого кладбища, нарушая закон «О погребении»? Земля здесь золотая, вокруг элитные коттеджи. Погост располагается на холме, откуда замечательный вид на Суздальское озеро.

«Холерный участок»

Между тем продолжается противостояние защитников Митрофаньевского кладбища и компании, намеренной построить там АЗС.

- Нам казалось, что мы уже достигли понимания, но 2 сентября вновь появились 20 рабочих и техника, - описал ситуацию «АиФ-Петербург» замруководителя «Митрофаньевского союза» Илья Попов. - Представители топливной компании говорят, будто у них есть все разрешения и они - добросовестные приобретатели участка. А то, что землю им выделили рядом с могилами, - недоработка других инстанций. В принципе, так и есть. И мы не против, если город найдёт для ПТК альтернативный по площади участок севернее или южнее территории захоронений. Мы бы даже ходатайствовали об этом перед Георгием Полтавченко, которому направили письмо с просьбой остановить беспредел. Защитники не уйдут до того момента, пока не получат твёрдые гарантии и документы, подтверждающие законность решения вопроса со стороны администрации города.

Напомним: заправку собираются строить на так называемом «холерном участке», где 180 лет назад хоронили умерших от эпидемии. Здесь лежат потомки Голицыных, вице-адмирала Головнина, пианистка Мария Шимановская и, по некоторым сведениям, предки патриарха Алексия II. В войну здесь хоронили горожан и фронтовиков, умерших в госпиталях. Все списки подтверждены архивами. Есть и документы 50-х годов, где государство гарантирует, что на этом месте будет мемориальный парк. Но у нас память короткая?

   
   

Спасти не удалось…

К сожалению, некоторые исторические кладбища спасти от застройки не удалось. Так, в Обухово на пр. Александровской Фермы, 29, был построен складской терминал на месте, где покоились самоубийцы и казнённые. Есть данные, что там был захоронен Николай Кибальчич, повешенный за подготовку покушения на Александра II. Застроено и место, где до 1938 года находилось Малоохтинское кладбище, заложенное ещё в 1778 году. В блокаду там хоронили ленинградцев... Ряд жилых домов местные так и называют - «квартал на костях». В данном случае также грубо нарушен закон «О погребении», согласно которому через 20 лет после переноса кладбища его территория «может быть использована только под зелёные насаждения».

Смотрите также: