Разрушительные мансарды

   
   

Миллионная, 12, Итальянская, 37, Галерная, 59, Рубинштейна, 15-17 (Толстовский дом), наб. канала Грибоедова, 25. Перечисленные и ещё десятки адресов объединяет одно - все эти дома уже изуродованы или могут быть покалечены мансардами.

VIP-лифт

Одна из «горячих точек» - Смольный проспект, 6, как раз напротив городской администрации. Не это ли стало причиной того, что красивым добротным зданием заинтересовались высокопоставленные чиновники и депутаты? Первым на памятник архитектуры положил глаз прежний глава КУГИ Валерий Назаров. Именно с его подачи здесь появилась в ту пору скромная одноэтажная, «правительственная» мансарда. Назаров ушёл в Москву на повышение, а его инициативу подхватили другие коллеги по работе.

- Несколько лет назад уже двухэтажный пентхаус построил в этом доме один из вице-губернаторов, затем к славной компании присоединился депутат парламента, - рассказывает координатор общественного движения «Защитим свой дом!» Александр Евсеев. - Причём возводят не просто хоромы - строят персональный лифт, украшают зеркалами, мрамором и люстрами парадную.

Удобно, да и лишний раз с соседями сталкиваться не приходится.

То, что от такого вмешательства трещат стены, а рядовые владельцы квартир годами живут, как на стройплощадке, в грохоте и пыли, похоже, никого не интересует. Дело дошло до того, что люди не выдержали и организовали День открытых дверей, пригласив на экскурсию весь город. Вместе с активистами мы спустились в подвалы. Там - вода, плесень, грибок… Впрочем, заместитель главы Центрального района Дмитрий Попов, осмотрев дом, сообщил, что «катастрофы здесь нет», и предложил жильцам записаться к нему на приём.

Однако кто разрешал начинать строительство? Ведь в многоквартирном доме чердаки и подвалы по закону являются общедолевой собственностью. Это так, но существуют лазейки. Если там обнаружатся «нежилые помещения» со стенами, полом и потолком, город считает их собственностью и оставляет за собой право продать инвесторам. По странному стечению обстоятельств очень часто такими инвесторами выступают либо сами госслужащие, либо приближённые к ним компании. Кроме того, многие мансарды строятся под видом «ремонта кровли». Ёмкость этого рынка в городе оценивается в несколько сот миллионов долларов, так что бороться есть за что.

   
   

Объединяться и бороться

Жильцы протестуют, но их голос почти не слышен. «Антимансардные» акции проходили, например, у дома Ритинга (пр. Добролюбова, 1/79). Причём там жильцов поддержала даже администрация Петроградского района. Его прежний глава ещё летом обратился в Госстройнадзор с просьбой демонтировать двухэтажного монстра и привлечь к ответственности застройщика. Однако, по информации жителей, работы до сих пор продолжаются. Исключением не стал даже знаменитый Толстовский дом на Рубинштейна. Там мансарда возведена вопреки документам КГИОП.

Начали возводить дополнительный этаж и на 3-й линии Васильевского острова, 20. Это доходный дом Леонтия Бенуа, архитектор купил эту землю ещё в конце XIX века. Мастерская великого зодчего находилась на третьем этаже дворового флигеля. Мог ли мастер предвидеть, что его творение спустя 100 с лишним лет захотят усовершенствовать?

- По существу, весь центр находится в зоне риска, - говорит Светлана Цылёва, руководитель Антимансардной коалиции, объединяющей свыше трёхсот домов. - Есть множество примеров, когда права жителей грубо нарушаются в угоду чьим-то корыстным интересам. Мы оказываем помощь попавшим в беду, но и сами люди должны объединяться и бороться.

Защитники города предлагают провести полную инвентаризацию мансард в историческом центре - не только возведённых, но и тех, которые разрешили совсем недавно. А в дальнейшем - выяснить судьбу всех проектов и добиться, чтобы они обсуждались общественностью ещё до начала строительства. Направлено письмо и Георгию Полтавченко, но ответа пока нет.

Смотрите также: