В 10 километрах от Петербурга, в посёлке имени Свердлова, стоят восемь полуразвалившихся двухэтажек. Ещё три года назад Всеволожский городской суд признал эти здания негодными для жилья и предписал расселить всех жителей. Тем не менее до сих пор в этих бараках ютятся более ста человек.
Гниль и сырость
Баракам уже почти 100 лет - их возвели в 1918 году. Ветхие бревенчатые и кирпичные домишки, туалеты на улице, в ста метрах от зданий… Дело в том, что в 50-е годы их намеревались использовать как временное жильё, заселяли людей, которые приезжали трудиться на местном кирпичном заводе. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Некоторые семьи живут здесь уже по 40-50 лет.
Ещё в 80-е годы они забили тревогу, потому что уже тогда дома начали рассыпаться.
- Мы писали повсюду, Горбачёву, в Ленинградский обком КПСС, на телевидение и в газеты, - рассказывает Лилия Новикова. - К нам приезжали комиссии, чиновники в галстуках, ходили, осматривали, цокали языками и обещали расселить при первой возможности. Мы радовались, надеялись… Но, как видите, вот уж 30 лет прошло, а мы продолжаем жить в этом ужасе.
В 1997 году чиновники подготовили акт, в котором говорилось: «В доме наблюдаются перекосы, глубокие трещины, осадка отдельных участков стен, износ до 63%. Древесина поражена гнилью, балки имеют заметные прогибы. Дощатые полы сильно просели, в квартирах - сырость. В результате достижения предельного срока службы (более 60 лет) дома для проживания непригодны». Но этим актом дело и закончилось.
«Никому не верим!»
Жители подали в суд, который также признал дома непригодными для проживания. Однажды в посёлок приехали телевизионщики, они показали, в каких нечеловеческих условиях вынуждены существовать эти люди. После выхода сюжета местная администрация немного подремонтировала и покрасила уличные туалеты. И всё!
- Мы думали, что развалимся в 90-е годы, а стоим до сих пор, - горько смеются местные жители. - Стены - одна труха. Ткни в любую - рассыпается. Зимой в помещениях страшный холод, большинство из нас поставили в квартирах печки-буржуйки, чтобы не замерзнуть. Так и живём.
К слову, квартплата за такое жильё немаленькая. Лилия Новикова платит за свои две комнатки общей площадью 50 квадратных метров более 3 тысяч рублей.
По нескольку раз в год в бараки приезжают надзорные организации и грозятся обрезать воду и газ. Потому что не положены удобства в таких аварийных домах. И ремонт уже давно не делают, так как дома всё равно должны быть расселены.
- Мы уже никому не верим! - говорит Галина Шаулкина. - Кто только не приходил к нам с обещаниями! Но - никакого результата.
Местную администрацию уже несколько раз штрафовали за злостное невыполнение решения суда. Однако найти достойное жильё для барачных жителей они до сих пор не могут. Сколько лет ещё придётся существовать в этом аду несчастным людям, неизвестно. Наверное, о них вспомнят лишь тогда, когда бараки сами развалятся.
Никита Хута, юрист, ведущий дело жителей посёлка им. Свердлова:
- Ситуация с этими бараками непростая, есть много технических и юридических сложностей. Ясно одно: условия, в которых живут люди, - нечеловеческие. Не могу давать прогнозов, когда переселят граждан, но обещаю, что сделаю всё возможное для ускорения этого процесса. Пришлось просмотреть кипы архивных документов, чтобы понять, почему люди до сих пор не переселены. Почти всегда это была преступная халатность властей и бюрократические проволочки.
Смотрите также:
- Кто поможет погорельцам? В результате пожара 50 человек остались без крова →
- Праздник с плесенью на стенах →
- Пенсионер против ЖКС →