Их потратят на реставрацию парков и скверов и на создание новых пешеходных улиц и креативных дворов.
Чтобы это произошло как можно быстрее, чиновники Петербурга начали рапортовать о больших успехах в делах благоустройства дворов и пешеходных улиц в центре города. Подробности того, какие дворы и улицы уже преобразованы, во сколько это обошлось городской казне и какие территории реконструируют в ближайшее время, пока не известны.
Каменная галактика
На деле выяснилось, что в Московском районе появилась небезопасная для детей игровая площадка, а на Охте расписали дома, которые давно пора сносить.
Образцово-показательный космический двор обустроен в Московском районе. На детской площадке установили каменные шары-планеты, на газонах - фигурки инопланетных существ, а гаражи раскрасили на тему «покорение космоса».
Жители космического двора, как выяснилось, креатива чиновников и дизайнеров не оценили. По словам местной жительницы Натальи, в первое время детям было интересно, а вот родители от каменных планет пришли в настоящий ужас. «Сын подруги упал тут, ударился об этот каменный шар, он так плакал. Мы теперь ходим на другие площадки», - жалуется Наталья. По ее словам, ее примеру уже последовали и другие молодые мамы двора, которые боятся отпускать детей в каменную галактику.
«Любопытно, конечно, но лучше бы глыбы эти в музее или в парке поставили», - заметил еще один житель двора Роман.
Любая конструкция, которая оказывается на детской площадке, должна быть сертифицирована и травмобезопасна для детей, но каменные планеты, сбившиеся в галактику в Московском районе, по всей видимости, являются малыми архитектурными формами, а значит и под сертификацию не попадают. Однако в случае с малыми архитектурными формами КГА должно было обнести свой креативный порыв забором или каким-либо другим ограждением для того, чтобы дети не могли играть на нем.
По словам архитектора Виктора Туралина, процедуры по сертификации на безопасность в отношении малых архитектурных и садовых форм не предусмотрены, ведь не предполагается, что на таких объектах будут сидеть люди, играть дети. «А вот надо бы, потому что наши условия такие, что надо конструкции на прочность испытать сначала», - резюмирует архитектор.
Франция под снос
Вторая гордость чиновников от благоустройства – двор во французском стиле в Красногвардейском районе Петербурга. Фасады двух трехэтажных домов украсили парижскими видами, на газонах поставили металлические конструкции причудливой формы. Летом на них развешивают цветы, в остальное время никакой смысловой нагрузки они не несут. Вообще, попытка украсить цветами самые неожиданные вещи – фирменный стиль благоустройтва последнего времени, возглавляемого Ларисой Канунниковой.
«Нам не нравится, что они вообще существуют, эти дома уже давно под снос. И почему ими не занимаются, а просто завуалировали красивой раскраской …Это вообще бред. Там люди живут в нечеловеческих условиях», - рассказала нам жительница двора Виктория. Сама идея преобразовать двор необычно и с фантазией ей по душе, только «это не значит, что надо разукрашивать старые дома, чтобы превратить их хоть как-то и во что-то». Хвалить чиновников Виктория смысла не видит, хорошее состояние двора – заслуга исключительно дворника.
«Сверху заштукатурили только, а сам по себе дом….по ТВ говорили, что он негоден, - вторит Виктории еще одна жительница двора Уля, - фасад сделали, а что там внутри дома творится – никого не интересует. Сами видите, я бы не сказала, что сделали прямо ах!».
Как сообщала ранее в СМИ начальник управления ландшафтной архитектуры КГА и идеолог петербургского благоустройства Лариса Канунникова, реконструкция Малой
Садовой улицы изменила ситуацию в квартале, недвижимостью заинтересовались состоятельные покупатели, открылись новые рестораны и магазины. Правда, о том, каким образом и на каких условиях из самого центра города выселялись коренные петербуржцы, зачастую прожившие здесь не одно поколение, чиновник не распространяется. Опрошенным нами экспертам кажется сомнительным, что космическая и французская реконструкция дворов в спальных районах даст хотя бы какой-то импульс расту ликвидности квартир, расположенных в этом микрорайоне. Красочные, но почти аварийные дома не поднимут стоимость квадратного метра и не привлекут на эту территорию малый бизнес.
«А у горожан спросили?»
По заявлениям чиновников, благоустройство городских улиц и внутридворовых территорий идет семимильными шагами. Как сообщала ранее в СМИ Лариса Канунникова, реализация проектов стала возможной во многом благодаря комплексному подходу, когда ответственные ведомства и службы действуют сообща.
Через программную и комплексную призму стоит взглянуть и на благоустройство дворов. «Про дворы что говорить – там ливневая канализация не работает, а мы узоры тут навешиваем. Благоустройство – это не натыкивание тематических шариков и росписи на стенках. Благоустройство подразумевает под собой комплекс работ внутри дворов, связанный с фасадами, их цветовым решением, с отводом вод, с зелеными насаждениями. Но это не решается комплексно», - сетует Рафаэль Даянов.
Не лишним при благоустройстве дворов будет учитывать и пожелания людей, в них живущих, говорят эксперты. Тогда родители не будут бояться отпускать детей на каменный марс и жаловаться на старые дома, раскрашенные «а ля франсе».
«Я считаю, что должно присутствовать что-то новаторское, какая-то фантазия, но она не должна быть в отрыве от жителей, от интересов людей, которые там живут, - отмечает архитектор Виктор Туралин, - а то получается, художник что-то нафантазировал, напридумывал, это проект реализовали. И в один прекрасный день жители выходят, и нет их любимой скамейки. Все поменялось, и им неудобно. Надо понять функцию, грамотно продумать, чем мы будем наделять пространство, чтобы оно осталось пустым. Может, это будет интересным, может это будет картинка, которая попадет во все журналы, но оно не будет интересно жителям».
Мертвые улицы
Заметим, что самыми известными проектами благоустройства пешеходных зон, которые были выполнены в последние годы, стали Малая Садовая улица, Большая и Малая Конюшенные улицы, Большая Московская улица у метро «Владимирская». О проектах городское руководство заявляло громко и рассказывало с удовольствием. Вот только экспертов они смущают не меньше космических дворов. «Малая Конюшенная - совершенно мертвая улица, несмотря на то, что столько средств вложено в ее реконструкцию. До того, как ее сделали пешеходной в советский период, там были книжные ярмарки, что-то устраивалось, а теперь что…Дохлая улица. Дорога в никуда и ниоткуда», - говорит Рафаэль Даянов.
С ним соглашается и архитектор Виктор Туралин, «Малая Конюшенная улица из созданных за последнее время пешеходных улиц оказалась в общем-то пустой, там редко когда что-то интересное происходит».
Смущает экспертов и Малая Садовая улица: «мощение сделано таким образом, что без конца нужно что-то с ним делать, все вечно разваливается, значит что-то плохо здесь, - говорит архитектор Даянов, - этот фонтан для Петербурга он странен, вообще, непонятно работает или не работает. Это все какие-то полумеры, так для птички, что вот мы сделали вот это. Что сделали? А посмотрите, как замечательно у нас Московская улица преобразилась. Там гробовой доски только не хватает, а на всех скамейках бомжи сидят».
Возможно, мнения отдельно взятых архитекторов, жителей петербургских дворов и специалистов из КГА не совпадают по причине отсутствия полной информации обо всех начинаниях благоустроителей. В связи с этим «АиФ-Петербург» отправил официальный запрос в КГА, чтобы дать полные данные о планах переустройства петербуржцам. «Вот извинитесь за свои публикации на сайте, тогда и получите ответ на ваш запрос», - парировали чиновники.