SPB.AIF.RU: - Александр Дмитриевич, прежде всего хочется поговорить о вашем вузе, в котором вы работаете уже много лет. Трудно ли было в процессе становления?
Александр Евменов: - Я работаю в этом вузе с 1981 года и прошёл путь от ассистента до ректора. Естественно, были трудности, особенно в 1990 году, когда в техническом вузе на 71-м году его жизни я начинал подготовку специалистов по экономике. Через год был открыт факультет экранных искусств, потом появились специальности по рекламе и PR. То есть открытие экономического факультета стало важной вехой на пути создания Университета - уникального высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку всего спектра специалистов для кино, телевидения, масс-медиа. Таких многопрофильных университетов нет ни в Европе, ни в Америке. СПбГУКиТ является старейшим кинематографическим вузом, он даже старше ВГИКа. В следующем году ему исполняется 95 лет.
Сосуществование в нашем вузе всего спектра кино- и телеспециальностей способствует повышению качества подготовки наших выпускников.
Например, если мы рассмотрим кинематографическое направление, то увидим, что ленты студентов СПбГУКиТа регулярно участвуют и побеждают на российских и международных фестивалях. Наши фильмы номинировались на студенческий «Оскар», получали призы Российского фестиваля «Кинотавр», Берлинского кинофестиваля. Выпускники и преподаватели Университета становились победителями Венецианского фестиваля, премии «Золотой орел», «Витязь», номинировались на премию Американской киноакадемии «Оскар». Университет является обладателем премии «Ника» за вклад в развитие кинообразования. Кстати, буквально на днях в Петербурге завершился XI Открытый фестиваль студентов киношкол «Начало», и здесь наши студенты снова получили высшие награды. Приз за лучшую работу режиссёра получил Тимофей Жалнин, снявший музыкальную драму «F5», и Константин Селин, ставший первым в конкурсе документальных лент.
SPB.AIF.RU: - У двухуровневой системы образования больше достоинств или недостатков?
Александр Евменов: - Какой бы ни была система, главное - качественно её реализовать. Мне достаточно часто задают вопрос о том, насколько хорошо это нововведение. Я считаю, что процесс внедрения любой новой системы образования всегда сопряжён с целым рядом как объективных, так и субъективных факторов, замедляющих этот процесс. Достаточно вспомнить не менее дискуссионную тему - ЕГЭ. По моему мнению, если для выпускников всех школ и всех регионов будет реализован одинаково требовательный подход, исключающий субъективный фактор - это будет замечательно. Но пока реализовать это в полной мере не удаётся. Некоторые абитуриенты, например, с 90-98 баллами по русскому языку уже при заполнении своих документов в приёмной комиссии делают несколько ошибок.
SPB.AIF.RU: - Какими чертами должен обладать студент, чтобы достойно учиться в СПбГУКиТе?
Александр Евменов: - Я бы дополнил ваш вопрос словами «и после окончания вуза никогда в жизни не пожалел о том, что учился в СПбГУКиТе?»
Для этого очень важно, чтобы студент был уверен, что он сделал правильный выбор, чтобы как можно больше стремился узнать о своей будущей профессии, и, самое главное, осознал истину - годы обучения в вузе нужно использовать максимально эффективно, получая как можно больше знаний и навыков по будущей профессии. Ведь всё это за студента не сделает никто! А сегодня главным законом является закон экономии времени.
SPB.AIF.RU: - Много говорят о ноу-хау Университета кино и телевидения - психологическом сопровождении студентов...
Александр Евменов: - За годы работы в университете я понял, что большое количество студентов мы теряем по одной простой причине - они не готовы к резкому переходу во взрослую жизнь. Очень многого первокурсники не знают и не умеют, поэтому им сложно реализовать себя в учёбе, в творчестве и даже в отношениях со своими сверстниками. Они не обладают необходимыми знаниями о правилах жизни в мегаполисе, о том, как себя следует вести, чтобы не попадать в опасные ситуации, а если это случилось, то какие действия следует предпринять, чтобы минимизировать отрицательные последствия. Поэтому, став ректором, я открыл в вузе отделы по социальной и психологической работе. Сотрудники этих отделов сразу после поступления проводят с первокурсниками различные тренинги, с целью ускорения их адаптации. Кроме этого, уже начиная с первого курса много внимания уделяется раскрытию личностного потенциала студента. Для этого проводятся разнообразные тренинги: искусство общения, преодоление барьеров в общении, развитие коммуникативных навыков, тренинг ораторского искусства, психологическая безопасность и саморегуляция в стрессовых ситуациях, а также другие. Здесь новоиспечённым студентам даётся много полезной информации. А ещё на таких тренингах быстро выстраиваются команды, выявляются перспективные лидеры, на которых, впоследствии могут опереться и педагоги, и однокурсники.
Замечу, что комплекс психологической поддержки осуществляется в СПбГУКиТе на протяжении всех лет обучения, вплоть до защиты дипломных работ.
SPB.AIF.RU: - Были ли у СпбГУКиТа удачные примеры международного сотрудничества?
Александр Евменов: - В принципе, основная задача нашей международной деятельности, помимо стажировок, выездов на выставки - научить студентов интегрироваться в международное кинопространство. С этой целью, например, создан и успешно реализуется проект «Тройка». Когда собираются три тройки, и в одной, к примеру, российский студент - режиссёр, француз - оператор, а англичанин - продюсер. В следующей режиссёр - уже французский студент и т. д. Они разъезжаются по странам, снимают свои фильмы. Потом обсуждают, чья картина лучше. Однако основная цель - научить их адаптироваться и общаться между собой. Ребята очень много времени проводят на съёмочной площадке. Параллельно они узнают, как построено кинопроизводство в том или ином государстве, то есть идёт активный процесс взаимного интеллектуального обогащения. В моём понимании главное здесь не столько качество конкретного фильма, а качество информации и навыков, которые они получат в процессе общения. Разумеется, исчезают языковые барьеры, а в наше время это даже не необходимость - норма.
Наша выпускница Олеся Киреева, будучи ещё студенткой, в течение двух лет выезжала в Европу, участвуя в подобной международной программе. После окончания вуза была приглашена работать в Данию. В 2011 году в группе Ларса фон Триера участвовала в съёмках фильма, получившего «Оскар».
При этом проект «Тройка» не единственный. С 2009 года в СПбГУКиТе реализуется программа международного студенческого обмена International Student Film Project . Здесь мы взаимодействуем с Бедфордширским университетом из английского города Лютон, а также Центром высшего образования - университетом имени Мигеля Эрнандеса из испанского Аликанте. А ещё налажены прочные связи с киношколами и медиацентрами США, Швеции, Финляндии, Израиля. В сентябре был подписан Меморандум о взаимопонимании с Кембриджским университетом.
SPB.AIF.RU: - Какие перспективы и задачи стоят перед СПбГУКиТом на ближайшее будущее?
Александр Евменов: - Могу сказать очень кратко: повышать качество и конкурентоспособность наших выпускников. Это главное, на что нацелены усилия профессорско-преподавательского состава нашего университета.
Смотрите также:
- Образование - это работа. В вузах города привлекают таланты и учат думать →
- Идём правильным курсом! Как выбрать курсы повышения квалификации →
- Профессор Владимир Кравченко прочтет курс лекций по графологии →