Примерное время чтения: 7 минут
269

Образование - это работа. В вузах города привлекают таланты и учат думать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и факты - Петербург 18/03/2015
Ирина Сергеенкова / АиФ-Петербург

О его истории, тоже тесно связанной с просвещением, возможностях отеля рассказала управляющая Наталья Минина. Ну а участниками дискуссии, организованной «АиФ-Петербург», стали руководители ведущих вузов города. 

АиФ-Петербург: - В Петербурге произошло укрупнение нескольких вузов. Одним из самых громких стало слияние ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и ГУСЭ. В чём плюсы и минусы такого процесса?

- Это был пилотный проект, когда три вуза объединились в один, - прокомментировал ситуацию Игорь Максимцев, ректор СПбГУЭФ. - Сначала пришлось сложно, ведь порой приходилось «резать по живому», но сегодня уже видны положительные изменения. Слабых подтянули до уровня сильных и развиваем всё лучшее, что было на трёх площадках. Пришлось пересмотреть многие программы, сделать их более современными, насыщенными. Усилен контакт с бизнесом, который мы стараемся подключить ещё на стадии обучения студентов. В итоге работодатели просят подготовить конкретных специалистов, гарантируя им работу. Поэтому сейчас главное - качество. Нам удалось привлечь видных российских и зарубежных учёных, которые читают лекции, участвуют в научных исследованиях. Студенты тоже говорят - мы единая команда, а это самое главное. 

Отличник - не значит специалист

АиФ-Петербург:- В этом году требования ЕГЭ, по результатам которого ведется приём, изменились. Вуз обязан указывать границы баллов, а экзамен по математике, например, делится на профильный и базовый. Насколько в целом оправдана эта система?

Сергей Гончаров, первый проректор РГПУ им. Герцена: - Система ЕГЭ становится более гибкой, прогрессивной. В РГПУ в 2014 году был самый высокий показатель ЕГЭ среди педагогических вузов - 73 балла. Но это не единственный способ привлечь сильных абитуриентов. Такую возможность дают и олимпиады, а Педагогический университет проводит их по 16 предметам. За эти годы из разных регионов России, стран СНГ к нам пришли 3500 способных ребят. Но с чем мы столкнулись в последнее время? Вчерашние одиннадцатиклассники плохо формулируют мысли, не умеют делать логические выводы. Это пробелы школы, и мы применяем немало креативных инициатив, чтобы исправить ситуацию. У нас есть центр по работе с талантливой молодёжью, которую мы поддерживаем на протяжении всей учёбы. Стали сотрудничать с консалтинговыми агентствами, помогающими уже дипломированным специалистам получить работу.

- Отличник - не значит хороший специалист. Пока вчерашнего школьника не заставим думать, работать в вузе - ничего не получится, - поддержал коллегу Борис Комаров, руководитель центра «Абитуриент» ЛЭТИ. - Свежий случай: отчисляем первокурсницу за провал в математике. Смотрим, а у неё ЕГЭ более 90 баллов… по математике. Как это возможно? «Да я вам ЕГЭ с закрытыми глазами сделаю, - чуть не плачет девушка. - А здесь думать надо». Чтобы такие истории не повторялись, начинаем беседовать о будущей профессии уже с 7-8-классниками. И не только в нашем городе. Недавно участвовали в олимпиаде «Время учиться в России» в Армении, на днях едем в Белоруссию. 

В Петербурге же плотно работаем более чем со 100 школами. В выпускных классах для 400 ребят проводим ознакомительную практику. На протяжении недели школьники каждый день «учатся» на разных факультетах, и многим становится ясно: это их вуз или нет. Более десяти лет у нас действует программа стратегического партнёрства с крупнейшими предприятиями. Привлекаем к учебному процессу сотрудников предприятий, участвуем в научной работе.

Бьёмся за сильных

- Качество подготовки выпускников растёт, абитуриенты стали сильнее, - подтвердил Владимир Глухов, 1-й проректор Политехнического университета Петра Великого. - Другое дело, что в школах сократилось изучение физики, математики, а для технических вузов это большой минус. В итоге сразу начинаем «доучивать» первокурсников по этим предметам. Иногда даже сами ребята просят: «Отправьте меня туда, где сложнее». Мы буквально бьёмся за то, чтобы к нам пришли сильные студенты. На предприятиях тоже говорят: «Инженеров хватает. Дайте хороших». Поэтому вузы сейчас всеми силами стремятся, чтобы обучение соответствовало так называемому «шестому укладу промышленности». Это сочетание информационных технологий, робототехники и передового оборудования. 

И во многих вузах города такая уникальная база создана. Конечно, материально это тяжело. Для сравнения: бюджет одного Стенфордского университета равен финансированию всего российского образования. 

- В нашем университете, как и во многих других, 28 и 29 марта пройдут дни открытых дверей, - уточнила Ирина Луговская, проректор по учебной работе СПбГАСУ. - Чтобы поступить, надо хорошо сдать ЕГЭ, особенно математику, русский, физику. Одни из самых популярных направлений - строительство и архитектура, которые идут в одной связке. Преподаватели-строители читают лекции для архитекторов и наоборот. Студенты имеют возможность проходить практику в крупных организациях и на предприятиях. Многие работают, начиная с 3-4-го курса. СПбГАСУ имеет право проводить дополнительные творческие испытания. В этом году абитуриенту нужно выполнить объёмный рисунок из геометрических фигур и изобразить фрагменты интерьера. Большой популярностью пользуется малый архитектурный факультет, где можно пройти как краткосрочные, так и длительные подготовительные курсы. Кстати, в этом году бюджетный приём в университет увеличен на 249 мест по сравнению с прошлым годом. 

Работа гарантирована

АиФ-Петербург:- Сегодня большинство абитуриентов хотят не только получить высшее образование, но и гарантированно трудоустроиться. Такую возможность даёт целевой набор. В чём его особенность?

Константин Иванов, ректор Балтийского технического университета «Военмех»: - У нас один из самых высоких в городе целевых наборов. На первый курс принимаем 1080 человек, из них половина - по Гособоронзаказу. Такая форма активно развивается через связи с промышленностью. В итоге половина наших студентов распределяется на предприятия ВПК. В целом же я считаю, что самым важным в выборе профессии является мотивация. Если ребёнок не хочет штудировать физику, химию - его не заставишь. Поэтому школе важно выявить, к чему склонен ученик, в какой сфере может проявить свои лучшие качества. Наш вуз - специализированный. Занимаемся вопросами обороны страны, готовим высококлассных инженеров. 

И со школами, предприятиями много работаем именно с точки зрения заинтересованности ребят. У нас есть клуб стрелкового оружия, тесные контакты и с клубом космонавтики городского Дворца творчества юных. Устраиваем даже сеансы связи с космонавтами, находящимися на орбите. Повторю: в Петербурге сложилась уникальная инженерная школа, которая и сегодня на высоте. Один из показателей - количество иностранных студентов. В Северной столице их число выше, чем в Москве, хотя там вузов больше. Это ещё раз подчёркивает: университеты, институты города пользуются популярностью, авторитетом, и эту планку надо держать.

Кстати 

- Многие школьники Югры стремятся получить высшее образование за пределами родного города. Для того чтобы организовать стихийный поток юных дарований, выставочное объединение «ЭкспоСфера» провело в 2014 году выставку «Петербургская ассамблея. Недвижимость. Образование» в Ханты-Мансийске, - отметила директор выставки Елена Речиц. - Эти направления неразрывно связаны, поскольку выбор учебного заведения предполагает подбор жилья, если вуз не обеспечивает общежитием. В таком случае можно приобрести квартиру в Северной столице. 

На все волнующие вопросы можно получить ответ в г. Сургуте в ТРЦ «Сити Молл», где 18 апреля пройдёт вторая выставка.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах