Примерное время чтения: 9 минут
125

Образование — опора в жизни

— Не могу согласиться, что «бюджетный» прием падает, — с ходу заявил Владимир Николаевич. — В 2007 году все гражданские государственные вузы Санкт-Петербурга предоставят около 28 тысяч таких мест. А с учетом военных их будет еще больше. По прогнозу весной 2007 г. школу закончат 36–37 тысяч выпускников. Даже по этим цифрам видно, что число бюджетных мест значительно.

Правила приема в вузы тоже в ближайшие год-два кардинально не изменятся. Да, закон о ЕГЭ принят Государственной думой, однако В.В. Путиным пока не подписан. Если президент поставит свою подпись — по.всеместный переход на единый экзамен ждет нас с 2009 года. Но даже в этом случае ряд вузов будет проводить испытания в соответствии с собственными требованиями. Такое право получат престижные институты, университеты, имеющие серьезную научно-педагогическую школу, дающие первоклассное образование. Их перечень определяется постановлением правительства России. Думаю, что в него попадут Санкт-Петербургский государственный университет, УИТМО, другие известные учебные заведения города.

Важный вопрос — олимпиады. Региональные олимпиады для питерских школьников теперь приравниваются к всероссийским. Соответственно, их победители поступают в вузы Петербурга без экзаменов. В марте пройдут первые туры, так что я рекомендую старше.классникам обратить внимание на это направление.

Еще новшество. ЕГЭ по информатике для выпускников петербургских школ в этом году пройдет в компьютерной форме, а не в виде привычных тестов на бланках. Пока это эксперимент, но, думаю, такая практика закрепится.

— Не стихают споры по поводу разрыва между средней школой и высшей. На вступительных экзаменах «золотые» медалисты запросто получают «двойки», гонорары репетиторов растут. Жизнь показывает, что лучше взять репетитора из того университета, куда собрался поступать…

— Считаю, что к поступлению в вуз школьники должны готовиться уже с 6-го класса. Они могут повышать свои знания на различных курсах, малых факультетах, пробовать силы в олимпиадах и конкурсах. В нашем городе для этого созданы широкие возможности.

Однако не секрет, что в школе по тем или иным дисциплинам готовят не так, как хотелось бы вузу. Вот эти недочеты и компенсируют платными услугами. В репетиторстве ничего плохого нет, но оно должно быть в рамках закона. Пусть человек зарегистрируется как частный предприниматель и платит налоги. Кроме того, не все семьи могут заплатить за репетиторство или подготовительные курсы. Тем самым снижается доступность к высшему образованию.

Выпускаем не тех, кого надо?

— Но куда деваются эти таланты после защиты диплома? В городе постоянно не хватает квалифицированных кадров. Сегодня, например, остро нужны инженеры, а их нет. Готовим не тех, кого надо?

— Дисбаланс вызван объективными причинами. Приведу простой пример. В Санкт-Петербурге работает 17 тысяч программистов. Рост этого сегмента рынка — 15 % ежегодно. Нетрудно подсчитать, что требуется около 2 тысяч специалистов. А мы выпускаем всего 500. Просто вузов, которые готовят таких профессионалов, очень мало.

Аналогичная картина в области науки. Мировая статистика известна: наукой в любой стране может заниматься не более 2 % населения. В сфере информационных технологий — 6 %. А потребности общества явно выше. Поэтому расхождения существуют. Но невостребованных выпускников у нас нет. Сегодня в службе занятости зарегистрировано около 400 молодых специалистов при выпуске в 40 тысяч.

По европейским стандартам, если на биржу идут 2–3 % вчерашних студентов, а 98 % устраиваются на работу — это хорошо. У нас «выпадает» 1 %. Решение вопроса — в непрерывном образовании, переквалификации, получении сертификата, второго диплома. Этот механизм в городе отлажен.

— По статистике, в Петербурге каждый четвертый студент старших курсов работает. Сказываются низкая стипендия (800 руб. в месяц), социальная незащищенность. Как помочь «будущим Менделеевым» на уровне города, государства, чтобы заботы о хлебе насущном не отвлекали от лекций?

— То, что подрабатывают на старших курсах, считаю нормальным. Плохо, когда начинают со второго. Если студент прибежал в аудиторию, на ходу что-то прочитал и снова помчался на работу — он к обучению будет относиться как к нагрузке, помехе. Итог известен: бесконечные «хвосты», отчисление.

Но проблема со стипендией тоже существует. Выход я вижу в образовательных кредитах не только на обучение, но и на жилье (на время учебы). Для возвращения суммы тоже есть несколько путей. Может подключиться фирма и вернуть деньги за подготовку перспективных кадров. Или государство компенсирует кредит врачу, учителю, строителю.

Дорогое бесплатное образование

— Сейчас некоторые вузы напоминают коммерческие конторы. Вступительные экзамены — плати, прошел семестр (на платном отделении) — вынимай минимум полторы тысячи долларов. Средств нет — выгоняют. За пересдачу зачета, экзамена берут деньги. За «тройки» лишают стипендии. Появились даже посредники, которые успешно улаживают вопросы между преподавателем и проштрафившимся студентом. Не слишком ли дорого обходится бесплатное образование?

— Платные отделения законно существуют в большинстве вузов, и мне абсолютно непонятно, зачем «заходить с заднего крыльца», если можно официально внести деньги в кассу и спокойно учиться. Хотя порой излишняя коммерция присутствует. Но это не система, созданная в вузах. Если есть люди, занимающиеся коррупцией, — им не место в высшей школе.

Если экзамены, зачеты пересдают за деньги — это нарушение законодательства. За задолженности положено отчислять.

— Такие сложности, а в итоге человек может себя не реализовать. Имею в виду популярный нынче тезис об универсальности образования. «Не важно, что выпускники трудятся не по специальности, — говорят некоторые ректоры. — Главное, что с нашим дипломом они все куда-то устроились». Вы считаете приемлемым, если юноша закончил, скажем, педагогический вуз, а стал … официантом или риэлтором?

— Если официантом — это никуда не годится. Значит, мы подготовили невостребованного специалиста или человека низкой квалификации. Кроме того, данной категории сотрудников не требуется высшее образование. А вот если собирался стать учителем, а в итоге получил место менеджера, специалиста по связям с общественностью, управленца — не вижу ничего плохого.

Мы должны дать человеку такое образование, которое станет надежной опорой в жизни, поможет выйти из сложного положения, переломить ситуацию в свою пользу.

«Зеленый свет» для диплома

— Возможно, интеграция в международный союз даст «зеленый свет» дипломам российских вузов? Не секрет, что сегодня они признаются только в Африке и некоторых странах третьего мира. В Европе, Америке их качество приходится доказывать в судах.

— Это не общая практика. Речь идет о некоторых направлениях подготовки. Я точно знаю, что по инженерным профессиям дипломы ведущих российских вузов на Западе принимаются безоговорочно.

Вот медики, менеджеры, юристы действительно находятся в сложном положении, их уровень часто не соответствует стандартам зарубежных работодателей. Но существует и обратная сторона медали. Молодые люди за границей получают дипломы магистра, защищают диссертации, а мы не знаем, как рассматривать такой документ. Кто перед нами, специалист какого уровня? Поэтому нужен четкий механизм признания западных дипломов в России. Сейчас меняются государственные образовательные стандарты (они пересматриваются раз в 10 лет), и мы надеемся, что они дадут ответ и на этот вопрос.

— Такой подход, очевидно, вызван включением в Болонский процесс? В чем, на ваш взгляд, опасность перехода на западный стиль обучения?

— Любое решение имеет плюсы и минусы, тем более столь системное. Плюсы — это выпуск специалистов-практиков, ориентированных на конкретную работу, часто даже на определенную фирму, компанию. Такой человек без дела не останется. Отсюда сокращение сроков обучения. Мы никогда не учили в вузах четыре года, всегда пять-шесть лет. Сегодня эти правила, вероятно, придется пересматривать.

Минусы — возможная потеря фундаментальности, что всегда отличало российскую систему образования. У нас идет генерация опыта, всячески поддерживается преемственность, научные исследования претворяются в образовательные программы. На Западе многие вузы просто транслируют знания.

Иногда говорят, что в наших учебных программах слишком много физики, математики, что в таких объемах эти дисциплины не нужны. Но мы считаем, что знания должны быть серьезными и всесторонними.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением собеседника. Мы приглашаем горожан принять участие в дискуссии на тему

высшего образования.

Пишите: info@aif.spb.ru

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах