Примерное время чтения: 8 минут
111

Образование - опора в жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 14/02/2007

Высшее образование становится все более дорогим удовольствием. Количество бесплатных мест постоянно сокращается, меняются и правила приема: экзамены надо сдавать то в привычном порядке, то в форме ЕГЭ. А какие сюрпризы ждут абитуриентов нынешней весной и в дальнейшей студенческой жизни? На вопросы "АиФ-Петербург" отвечает председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир ВАСИЛЬЕВ.

Готовьтесь к вузу с 6-го класса

- Не могу согласиться, что "бюджетный" прием падает, - с ходу заявил Владимир Николаевич. - В 2007 году все гражданские государственные вузы Санкт-Петербурга предоставят около 28 тысяч таких мест. А с учетом военных их будет еще больше. По прогнозу весной 2007 г. школу закончат 36-37 тысяч выпускников. Даже по этим цифрам видно, что число бюджетных мест значительно.

Правила приема в вузы тоже в ближайшие год-два кардинально не изменятся. Да, закон о ЕГЭ принят Государственной думой, однако В.В. Путиным пока не подписан. Если президент поставит свою подпись - по.всеместный переход на единый экзамен ждет нас с 2009 года. Но даже в этом случае ряд вузов будет проводить испытания в соответствии с собственными требованиями. Такое право получат престижные институты, университеты, имеющие серьезную научно-педагогическую школу, дающие первоклассное образование. Их перечень определяется постановлением правительства России. Думаю, что в него попадут Санкт-Петербургский государственный университет, УИТМО, другие известные учебные заведения города.

Важный вопрос - олимпиады. Региональные олимпиады для питерских школьников теперь приравниваются к всероссийским. Соответственно, их победители поступают в вузы Петербурга без экзаменов. В марте пройдут первые туры, так что я рекомендую старше.классникам обратить внимание на это направление.

Еще новшество. ЕГЭ по информатике для выпускников петербургских школ в этом году пройдет в компьютерной форме, а не в виде привычных тестов на бланках. Пока это эксперимент, но, думаю, такая практика закрепится.

- Не стихают споры по поводу разрыва между средней школой и высшей. На вступительных экзаменах "золотые" медалисты запросто получают "двойки", гонорары репетиторов растут. Жизнь показывает, что лучше взять репетитора из того университета, куда собрался поступать...

- Считаю, что к поступлению в вуз школьники должны готовиться уже с 6-го класса. Они могут повышать свои знания на различных курсах, малых факультетах, пробовать силы в олимпиадах и конкурсах. В нашем городе для этого созданы широкие возможности.

Однако не секрет, что в школе по тем или иным дисциплинам готовят не так, как хотелось бы вузу. Вот эти недочеты и компенсируют платными услугами. В репетиторстве ничего плохого нет, но оно должно быть в рамках закона. Пусть человек зарегистрируется как частный предприниматель и платит налоги. Кроме того, не все семьи могут заплатить за репетиторство или подготовительные курсы. Тем самым снижается доступность к высшему образованию.

Выпускаем не тех, кого надо?

- Но куда деваются эти таланты после защиты диплома? В городе постоянно не хватает квалифицированных кадров. Сегодня, например, остро нужны инженеры, а их нет. Готовим не тех, кого надо?

- Дисбаланс вызван объективными причинами. Приведу простой пример. В Санкт-Петербурге работает 17 тысяч программистов. Рост этого сегмента рынка - 15 % ежегодно. Нетрудно подсчитать, что требуется около 2 тысяч специалистов. А мы выпускаем всего 500. Просто вузов, которые готовят таких профессионалов, очень мало.

Аналогичная картина в области науки. Мировая статистика известна: наукой в любой стране может заниматься не более 2 % населения. В сфере информационных технологий - 6 %. А потребности общества явно выше. Поэтому расхождения существуют. Но невостребованных выпускников у нас нет. Сегодня в службе занятости зарегистрировано около 400 молодых специалистов при выпуске в 40 тысяч.

По европейским стандартам, если на биржу идут 2-3 % вчерашних студентов, а 98 % устраиваются на работу - это хорошо. У нас "выпадает" 1 %. Решение вопроса - в непрерывном образовании, переквалификации, получении сертификата, второго диплома. Этот механизм в городе отлажен.

- По статистике, в Петербурге каждый четвертый студент старших курсов работает. Сказываются низкая стипендия (800 руб. в месяц), социальная незащищенность. Как помочь "будущим Менделеевым" на уровне города, государства, чтобы заботы о хлебе насущном не отвлекали от лекций?

- То, что подрабатывают на старших курсах, считаю нормальным. Плохо, когда начинают со второго. Если студент прибежал в аудиторию, на ходу что-то прочитал и снова помчался на работу - он к обучению будет относиться как к нагрузке, помехе. Итог известен: бесконечные "хвосты", отчисление.

Но проблема со стипендией тоже существует. Выход я вижу в образовательных кредитах не только на обучение, но и на жилье (на время учебы). Для возвращения суммы тоже есть несколько путей. Может подключиться фирма и вернуть деньги за подготовку перспективных кадров. Или государство компенсирует кредит врачу, учителю, строителю.

Дорогое бесплатное образование

- Сейчас некоторые вузы напоминают коммерческие конторы. Вступительные экзамены - плати, прошел семестр (на платном отделении) - вынимай минимум полторы тысячи долларов. Средств нет - выгоняют. За пересдачу зачета, экзамена берут деньги. За "тройки" лишают стипендии. Появились даже посредники, которые успешно улаживают вопросы между преподавателем и проштрафившимся студентом. Не слишком ли дорого обходится бесплатное образование?

- Платные отделения законно существуют в большинстве вузов, и мне абсолютно непонятно, зачем "заходить с заднего крыльца", если можно официально внести деньги в кассу и спокойно учиться. Хотя порой излишняя коммерция присутствует. Но это не система, созданная в вузах. Если есть люди, занимающиеся коррупцией, - им не место в высшей школе.

Если экзамены, зачеты пересдают за деньги - это нарушение законодательства. За задолженности положено отчислять.

- Такие сложности, а в итоге человек может себя не реализовать. Имею в виду популярный нынче тезис об универсальности образования. "Не важно, что выпускники трудятся не по специальности, - говорят некоторые ректоры. - Главное, что с нашим дипломом они все куда-то устроились". Вы считаете приемлемым, если юноша закончил, скажем, педагогический вуз, а стал ... официантом или риэлтором?

- Если официантом - это никуда не годится. Значит, мы подготовили невостребованного специалиста или человека низкой квалификации. Кроме того, данной категории сотрудников не требуется высшее образование. А вот если собирался стать учителем, а в итоге получил место менеджера, специалиста по связям с общественностью, управленца - не вижу ничего плохого.

Мы должны дать человеку такое образование, которое станет надежной опорой в жизни, поможет выйти из сложного положения, переломить ситуацию в свою пользу.

"Зеленый свет" для диплома

- Возможно, интеграция в международный союз даст "зеленый свет" дипломам российских вузов? Не секрет, что сегодня они признаются только в Африке и некоторых странах третьего мира. В Европе, Америке их качество приходится доказывать в судах.

- Это не общая практика. Речь идет о некоторых направлениях подготовки. Я точно знаю, что по инженерным профессиям дипломы ведущих российских вузов на Западе принимаются безоговорочно.

Вот медики, менеджеры, юристы действительно находятся в сложном положении, их уровень часто не соответствует стандартам зарубежных работодателей. Но существует и обратная сторона медали. Молодые люди за границей получают дипломы магистра, защищают диссертации, а мы не знаем, как рассматривать такой документ. Кто перед нами, специалист какого уровня? Поэтому нужен четкий механизм признания западных дипломов в России. Сейчас меняются государственные образовательные стандарты (они пересматриваются раз в 10 лет), и мы надеемся, что они дадут ответ и на этот вопрос.

- Такой подход, очевидно, вызван включением в Болонский процесс? В чем, на ваш взгляд, опасность перехода на западный стиль обучения?

- Любое решение имеет плюсы и минусы, тем более столь системное. Плюсы - это выпуск специалистов-практиков, ориентированных на конкретную работу, часто даже на определенную фирму, компанию. Такой человек без дела не останется. Отсюда сокращение сроков обучения. Мы никогда не учили в вузах четыре года, всегда пять-шесть лет. Сегодня эти правила, вероятно, придется пересматривать.

Минусы - возможная потеря фундаментальности, что всегда отличало российскую систему образования. У нас идет генерация опыта, всячески поддерживается преемственность, научные исследования претворяются в образовательные программы. На Западе многие вузы просто транслируют знания.

Иногда говорят, что в наших учебных программах слишком много физики, математики, что в таких объемах эти дисциплины не нужны. Но мы считаем, что знания должны быть серьезными и всесторонними.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением собеседника. Мы приглашаем горожан принять участие в дискуссии на тему

высшего образования.

Пишите: info@aif.spb.ru

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах