- В нашей стране полно и плюсов, и минусов, но родину не выбирают. Вообще, в будущее я смотрю с остатками оптимизма, - говорит известный сатирик Семён Альтов, который 4 ноября, в День народного единства, выступит со своей новой программой «Человек слова».
Муравьиные яйца
- «АиФ-Петербург»: Семён Теодорович, вы специально выбрали для выступления День народного единства? Юмор людей объединяет?
- Так совпало. Но, конечно, юмор объединяет. Плакать можно и одному, а вот смеяться в одиночестве нормальный человек не станет. Наверняка в зале будут люди разных взглядов, но на время они все станут членами одной партии «людей с нормальным чувством юмора». Это на теледебатах профессиональные спорщики с пеной у рта отстаивают свои точки зрения. А результат - многоточие… Говорят: «В споре рождается истина». Боюсь, мы её давно проспорили и пошли дальше.
- «АиФ-Петербург»: Когда же мы научимся вести себя цивилизованно?
- Я припоминаю, как во времена Собчака по телевизору в прямом эфире показывали первые выборы. Там и мат был, и мордобой. Было на что посмотреть и что послушать… Так что сегодня пена у рта оппонентов - это брызги шампанского! Мы движемся в сторону цивилизованного общества. Медленно, но верно. Когда россияне, вернувшись из Парижа и Лондона, возмущаются тем, что у нас тут творится, я советую им съездить в Индию, в Гондурас… Вот откуда наши возвращаются счастливыми, понимая, что здесь куда лучше!
- «АиФ-Петербург»: Сегодня телевидение обвиняют в том, что там сплошной негатив. Согласны?
- Во-первых, между негативом много позитивной рекламы (улыбается). Во-вторых, негатив воспринимается легче, чем позитив. Тем более кошмарами нас постоянно прикармливают. Каналы дерутся за катастрофы и ужасы. Кто страшней! Телезритель, запивая пивком бутерброд с колбасой, думает: как хорошо, что это случилось где-то там не со мной. Чужая беда вызывает прилив желудочного сока. Зато телевидение стало намного профессиональнее. Не так давно страна рыдала над чужой «Рабыней Изаурой», и вот уже у нас куча ловко снятых родных сериалов. Правда, сценарии и герои похожи, поэтому, переключая каналы, только добавляешь интриги в один бесконечный сюжет.
Наш современник может одновременно смотреть телевизор, читать газету, тыкать в айпад, курить сигарету, и всё это - сидя на унитазе, болтая с любимой девушкой по мобильнику. Сосредоточиться некогда.
- «АиФ-Петербург»: Не потому ли всё чаще слышны разговоры о конце света?
- Люди так спешат успеть всё, будто у них на часах стрелка приближается к дате конца света. А дозу адреналина надо всё время повышать. Это как с приёмом наркотиков. Мне кто-то рассказывал, как в Лос-Анджелесе побывал в кинотеатре 4D. Человек захлёбывался от счастья: «Когда на экране гроза, на голову вода сверху хлещет! Киношные тараканы буквально бегали по ногам! Вышел из кинотеатра еле живой с фингалом под глазом и без кошелька! Вот это
кино!»
- «АиФ-Петербург»: Шутки шутками, но понять, что же происходит с этим миром, нам не дано?
- Хочется верить, что нами руководят люди поумнее, чем мы. Они принимают судьбоносные решения. Недавно меня спросили: «Как вы соотносите себя с руководством страны? Мы - муравьи?» Я ответил, что мы не муравьи, мы - муравьиные яйца!
На дорогах последнее время в кучу сбилось столько пьяных аварий, что вот-вот примут очередной жёсткий закон.
У нас закон - не профилактика, а результат суммы трагедий. Несколько аварий подряд с речными судами - наводят порядок на воде. Рвутся снаряды на полигонах - будут что-то решать со снарядами. Это печальные частности. Беда в том, что законы не действуют. И получается, что вертикаль власти и горизонталь бардака образуют нелепую систему координат, в которой нелепо живём.
Живём без мечты
- «АиФ-Петербург»: Чувство юмора нас спасает?
- Помогает. Чем сложнее жизнь, тем выше юмор. Много замечательного в Интернете. Я там не шастаю, друзья присылают. К примеру: «Я чувствую, мои убеждения на вас не действуют, поэтому сразу перейду к оскорблениям». Хорошо сказано!
- «АиФ-Петербург»: Вас ведь тоже люди цитируют?
- У меня была фраза: «Если от вас ушла жена, а вы не чувствуете печали, - подождите. Жена вернётся, а с ней и печаль». В поезде подходит мужчина: «Я ваш поклонник. В компании вас озвучиваю, имею успех! И «озвучил»: «Если от вас ушла супруга, а вы этого даже не заметили, ну и чёрт с ней!» И заржал так, будто ничего смешнее не произносил! В юморе важен порядок слов. Приятно, когда просят: «Подпишите, пожалуйста, вашу книгу. Мы воспитали сына на вашем юморе». Значит, одним нормальным человеком в стране будет больше.
- «АиФ-Петербург»: Чем сегодня нас можно удивить?
- Даже не знаю. Всё-таки была в советские времена прелесть запретного плода! Когда змей-искуситель соблазнял Адама и Еву яблочком, он знал, что делал.
Я помню те далёкие времена, когда всё было нельзя. В Одессе в ресторане мы, молодые, открыв рот, слушали рассказ человека, который посмотрел фильм «Последнее танго вы Париже» с Марлоном Брандо. Мы разошлись с ощущением, что ПОСМОТРЕЛИ потрясающий фильм! Спустя десять лет я купил кассету с «Последним танго». Тогда, в ресторане, впечатление было гораздо сильнее.
Ещё помню, как нас повели на стриптиз в Варшаве. Это был первый выезд за границу. Мы от волнения ночь не спали. Пришли, сели за стол, на сцене началось представление. Первая девушка под музыку сняла косынку. Вторая - кофточку. И когда под барабанную дробь вышла та, ради которой мы вырвались за границу, кто-то уронил вилку. Мы рванули за вилкой под стол. Когда вылезли из-под стола, девушка, накинув халатик, ушла. Так у нас появились первые седые волосы. Запретный плод - слаще ничего не придумано. Теперь всё доступно, живём без мечты…
Пока легенда живая…
- «АиФ-Петербург»: Не кажется ли вам, что ваш пик популярности прошёл?
- Конечно. Я помню, однажды в сканворде была напечатана без подписи моя фотография и рядом фото Софи Лорен. Создатели сканворда были уверены, нас с Софи все знают в лицо. Теперь вы меня не найдёте в кроссвордах. Да и Софи Лорен там появляется нечасто. Но я уже сорок лет работаю в своём жанре и до сих пор людям интересно то, что пишу. Сейчас на телевидении много симпатичных остроумных ребят. Посмотрим на них лет через тридцать!
Недавно на концерте ведущий сказал: «Сейчас на сцену выйдет Семён Альтов, живая легенда!» И зал встал. Как люди воспитанные, они решили, что надо встать, пока легенда живая.
Что касается будущего, то я смотрю в него с остатками оптимизма.
Говорят, леса - это лёгкие планеты, так, может, Россия - это её душа? Она болит, и значит, душа существует.
В нашей стране полно и плюсов, и минусов, но родину не выбирают.
Смотрите также:
- Семён Альтов: «Сейчас юмор лишь огибает мозг» →
- Семен Альтов, эгоист с сексуальным голосом →
- Дмитрий Бозин: Я провалился в 20-е годы →