Солянка «по-цыгански»
Цыгане поселились в Обухово два года назад. По их меркам это уже давно. Обычно они меняют места проживания не реже раза в несколько месяцев. Когда надоест – уйдут и отсюда, куда заблагорассудится. В Россию они пришли из Украины – по словам цыган, там с ними обращаются гораздо строже. В Петербурге им нравится – здесь и красиво, и жизнь спокойная. В их таборе, состоящем из 50 человек, нет барона – полное равноправие. Цыганские «дома» не заперты, все считается общим.
Документов у цыган нет. У тех, кто постарше, они были, но одни потеряли, другие просто выкинули как ненужную вещь. Многие не могут точно назвать свой возраст. Подрастающее поколение документов и вовсе не получает.
Моются таборные цыгане редко – раз в месяц. Зимой не моются вообще. Дети ходят в школу. Взрослые учат их только цифрам – даже трехлетние дети умеют быстро считать деньги. По словам самих цыган, старшие учат их главному – жизни.
Днем женщины в таборе готовят еду. Их обычный обед состоит из всех продуктов, которые цыгане смогут достать. Цыганки режут хлеб, помидоры, мясо, картошку, яблоки и лук, все это перемешивают, заливают водой и варят в печке. Сами они называют это блюдо «солянкой по-цыгански». На вкус это блюдо напоминает шпроты. Когда корреспондент SPB.AIF.RU дегустировала солянку, в домик вбежала маленькая Зена.
«Не уследил – сам виноват»
Зене 2 года. Она круглая сирота. Ее мать спилась, а отец погиб в драке. Зена еще не понимает этого. Все ее лицо измазано какой-то едой, на ногах одни носочки, волосы путаны. Зена – веселая девочка. Она еще не умеет говорить, только мило улыбается. Через несколько лет она вырастет и, возможно, будет вместе с другими цыганками ходить по вокзалам, гадать... и хорошо, если не воровать кошельки.
Пока женщины заняты готовкой, мужчины табора уходят на «работу». Они собирают металлолом на свалках и там, где он плохо лежит: «Если не уследил за своим добром – сам виноват, - уверен молодой цыган по имени Драго, - значит, не так оно было и нужно». Женщины промышляют гаданиями на вокзалах и станциях метро.
Лишь один цыган, Степа, не захотел работать вместе со всеми. Он брал своего сына Ваню и шел в переход метро «Рыбацкое» играть на гитаре и петь песни: «И дитё забавляется, - говорил Степа, - и деньги перепадают». Голос у Степы был необыкновенно сильный, оперный. Маленький Ваня бегал по переходу с шапкой – собирал деньги. За время написания материала Степа погиб. Его сбило «Сапсаном». О том, как это случилось, цыгане наотрез отказываются говорить.
Семеро одного не ждут
Цыгане – очень закаленный народ. В десятиградусный мороз они ходят по улице в тапках или даже в носках, в легких осенних свитерах и жилетках. Они практически никогда не болеют. Их дома прогреваются только за счет небольших печек, которые принесли мужчины. Время от времени цыганки ходят по дворам – собирают старую одежду. Когда они приносят ее в табор, дети визжат от радости. Они начинают рыться в мешках с одеждой, отталкивая друг друга и напяливая на себя по десять дырявых свитеров.
Если кто-то попадается в руки стражей порядка, цыгане действуют согласно пословице «Семеро одного не ждут». Табор перебирается на другое место, подальше от предыдущего, а про пойманного забывают. Для цыганки Денди этот табор уже третий по счету – она дважды сидела в тюрьме за воровство. У цыган принято делать татуировки на лбу в виде точек по количеству ходок. На лбу Денди большая точка – за 10 лет, и поменьше – за 3 года.
«Я бы никогда не променяла нашу кочевую жизнь на вашу, скучную – говорит Денди, - вы как рабы, а мы всегда свободны, как вольный ветер. Нам нравится так жить. Делаем, что и когда захотим, сами себе хозяева. Вот и решайте теперь, кто умнее – вы, образованные начальники, или мы, серые неучи».
Смотрите также:
- Как правильнее говорить: «пойдём кушать» или «пойдём есть»? →
- Самое желанное - "сопутствующий продукт" →
- ...Только в печку не ставь! →