Аслан (Хасан) Рашидович Усоян, он же Дед Хасан, родился 20 февраля 1937 года в Тбилиси в семье курдов (причем его корни уходят в среду курдов-езидов - эта часть курдов исповедует синкретическую религию, сочетающую элемент язычества древних индоиранских верований, индуизма, христианства нестарианского толка и ислама; езидов, проживающих в основном в Ираке и Турции, называют иногда упрощенно и коротко — огнепоклонниками). Его биография довольно туманна. Известно, что коронован он был еще в советское время, вроде бы отвечал даже за всесоюзный общак! Чем потом продолжал заниматься, по всей видимости, и в российское время. Плюс Дед Хасан являлся своего рода «разводящим» при решении разного рода вопросов. Скажем, мирил бандитов. В последнее время Усоян не отказывалсяот своего звания вора, но кичиться им не любил.
Еще в доперестроечные времена Хасан возглавлял группировку, которая обкладывала данью цеховиков, подпольных предпринимателей, карточных шулеров и наперсточников. Так начинали все будущие олигархи преступного мира. Став вором в законе, он получил контроль чуть ли не над всем Северным Кавказом и Краснодаром.
Приведу одну историю, которая интересно характеризует Усояна. Забавно, но авторитетный вор сильно в 1998 году пострадал из-за дефолта. Держатель крупнейшей в стране воровской кассы именно перед экономической катастрофой вложил большую часть денег в ГКО. А они обесценились в один момент. Буквально через месяц после дефолта была назначена воровская сходка в славном городе Одесса, где первым вопросом был: дед Хасан, почему в ГКО? Люди только успели присесть за столы, как ворвались украинские спецназовцы в масках, положили всех на пол. Одних отпустили, других забрали. Беседа по теме не состоялась. Однако через пару месяцев один из криминальных авторитетов, ответственный за одесский «сходняк», был убит неизвестными в придорожном кафе под Москвой. После этой трагедии вопросы к деду Хасану почему-то отпали.
Предпочитал белые сорочки
В местах лишения свободы Дедушка Хасан провел две трети своей интересной жизни. Он всегда придерживался традиционных, «старых» взглядов на воровской мир, относясь к ворам советской закалки. Жил в разное время в Москве, Петербурге, Ростове, в Краснодарском крае. Расскажем о его пребывании в городе на Неве.
В Санкт-Петербурге он появился в 1994 году, до этого времени он официально был прописан в городе Городовиковск в Калмыкии, хотя на самом деле жил большей частью в Москве. В Питере Дедушка Хасан стал смотрящим. Сколотил свою группировку, но с другими бандитами он не воевал. И даже не занимался крышеванием бизнеса.
Многим в Питере Хасан запомнился своими манерами. Он безукоризненно одевался, предпочитая белые сорочки и темные костюмы. Но в этом не было никакой показной роскоши. Наоборот, одевался Дед Хасан стильно, но скромно. И строго. Он никогда не говорил пустых слов, то есть «фильтровал базар». Как-то Хасан бросал курить — сказал: «Я бросаю!», потушил сигарету в пепельнице и на этом — все, больше никогда в жизни уже не курил. Железной воли человек. Был. И демократичный. Мог душевно поговорить с рядовым «бойцом», мог поругаться с власть имущим. Как-то во время воровской сходки пригласил за стол музыкантов, игравших в ресторане. Относился с уважением к любой профессии. Ненавидел «апельсиновых» воров, коих одно время стало плодиться пачками. Хасан никогда не прощал обид, и, по слухам, врагов жестоко наказывал. Впрочем, может быть, это всего лишь слухи.
Дед Хасан прекрасно говорил чуть ли не на всех кавказских языках, поэтому имел большой авторитет в этнических группировках. Поскольку он специализировался по югу России, такой авторитет ему просто необходим.
Но вот в Петербурге не все обрадовались его появлению. В июле 1996 года он был задержан сотрудниками питерского РУОПа. По официальной информации, Хасан был задержан с пистолетом ТТ. При обыске на квартире Хасана обнаружили крупную сумму денег. Но он от них ... отказался, сказав, что это «ментовская подстава». Хотя эти деньги были наверняка общаком. За Хасана был внесен крупный денежный залог (около 100 тысяч долларов), и его выпустили на свободу. На некоторое время Хасан исчез из Питера (был, видимо, на юге), однако вскоре вернулся. О Хасане говорили, что он всегда был противником наркоты, однако некоторые считали, что и эту криминальную «тему» он контролирует тоже. Летом 1998 года в Деда Хасана стреляли в одном кафе в Сочи, где он отдыхал от суровой питерской погоды. Питерский преступный мир тогда так и не разобрался, кто заказчик (это выяснилось позднее). Вскоре Дед Хасан покинул город трех революций. Но память о нем здесь осталась.
Участвовал в криминальной войне
Надо отметить, что для преступного мира 1990-х годов такие фигуры, как Дед Хасан были просто необходимы. Он был преградой беспределу. Он был своего рода третейским судьей, который разбирался в проблеме, объяснял, кто прав, а кто нет, предотвращая таким образом кровавые разборки. Естественно, Усоян всегда был под наблюдением милиции, но от своих принципов никогда и не думал отказываться.
Хотя он не был добрым дедушкой. В конце века это поняли все. Тогда в Москве началась война между сторонниками Рудольфа Оганова (Рудик) и Аслана Усояна. В результате погибли несколько воров в законе. А началось все еще в 1997 году, когда на одной из сходок Рудик обвинил Деда Хасана в растрате воровского общака. То самое покушение в Сочи якобы и организовал Рудик. На него вскоре также было совершено покушение. Но и он остался жив.
Дальше взаимное «мочилово» продолжилось. В разборки оказался вовлечен буквально весь российский криминальный мир — покушения следовали за покушением. Точка в войне была поставлена в начале 1999 года, когда в кафе «Мир» на 51-ом километре МКАД Рудика Оганова все-таки застрелили.
Некоторые аналитики от криминала выражали версию, что Дед Хасан мог быть причастным и к странной смерти Александра Хабарова — лидера знаменитого ОПС «Уралмаш». Якобы кавказские воры хотели получать свой кусок на Урале, а Хабаров их не пускал в регион. Неожиданно всесильного Хабарова арестовали, а в СИЗО Екатеринбурга он повесился (по официальной версии). Впрочем, Дед Хасан мог быть тут совсем ни причем. Просто авторитет его столь высок, что с его именем связывают все значимые криминальные события в России.
… Сейчас такие знакомства уже не приняты. А вот в 1990-е многие известные политики и деятели шоу-бизнеса открыто общались с Дедом Хасаном. Впрочем, в последнее время и сам Дед Хасан избегал публичности. Известно, что его несколько раз пытались заснять телевизионщики, но потом неизвестные разбивали им камеры.
Смотрите также:
- «Продвинутые не смотрят «ящик». Леонид Парфенов – о России, ТВ и «Намедни» →
- Андрей Битов: Во всем виноват Пушкин →
- 22 июня - 60 лет с начала войны →