Догнали и перегнали! Петербургские учёные создали самую прочную сталь в мире

Санкт-Петербург, 2 июля - АиФ-Петербург.

   
   

- К этому материалу в нынешнем виде мы шли почти 75 лет, - говорит академик. - Его «прабабушка» - броня для знаменитых танков Т-34, корпусов первых атомных советских подводных лодок. Затем нашу сталь начали использовать для строительства атомных реакторов. Первые проекты рассчитывались на 15-20 лет, затем научились их срок продлевать до 60, а сейчас мы создали конструкционный материал, который гарантирует безопасность и через 100 лет. Это те достижения, которые позволяют стране двигаться вперёд. Кстати, США и Япония предлагают разработки, способные служить только 80 лет.

Ученый из Петербурга получит премию президента>>

Что это за ГОСТ?

АиФ-Петербург: - Значит, перегнали-таки Америку?

- Борьба за продукцию - это конкуренция, где по крупицам собирают преимущества, чтобы из мелких шагов выросло качество. И хотя наша сталь превосходит американскую по прочности, теплу и радиоустойчивости, доказать это было непросто. На Западе отечественные материалы откровенно хаяли. И только после проверки в шести ведущих лабораториях Европы убедились - более стойкого радиационного материала нет. Для них это был шок. Как так? В этой стране создали что-то толковое! Однажды наша делегация участвовала в конференции во Франции, и зарубежные коллеги стали мне выговаривать: «Что это у вас за ГОСТ, делайте по европейским нормам!» Я разозлился и, отбросив всякий протокол, сказал: «Вы что думаете, если мы из России - значит, вчера вылезли из берлоги? Да перед нами трудились три поколения самоотверженных учёных, которые создали высококлассные научные разработки. И это наш металл стоял на танках и самолётах, которые выиграли войну. Так что успокойтесь, пожалуйста. С наскока нас не возьмёшь».

АиФ-Петербург: - Недавно писатель Даниил Гранин в интервью «АиФ» заявил, что «российская наука находится в откровенном небрежении». Что же позволило вам выйти на передовые позиции?

- Благодарен судьбе, что пришёл в «Прометей». Таких коллективов сегодня немного. Здесь есть школа, преемственность поколений, которая и даёт возможность не просто удержаться, а взять новые рубежи. Ведь материал - не просто железка. Это длительный процесс, где в одной связке знания, технологии, производство и главное - люди, которые могут реализовать передовые идеи. В совокупности это создаёт промышленность, поддерживает национальную экономику. Если её нет, так и останемся зависимыми, будем всё закупать в Америке, Франции, Китае. Скажу без всякого пафоса: создание материалов - государствообразующая сфера. Без неё страна становится третьестепенной. К счастью, наши руководители это понимают.

   
   

Жорес Алфёров о проблемах российской науки. Онлайн>>

Урок Чернобыля

АиФ-Петербург: - Накопить знания и технологии ещё можно. Но где взять кадры? В стране - острый дефицит профессионалов

- В Политехническом университете есть кафедра, где студенты уже во время учёбы проходят на «Прометее» практику, а лекции читают наши профессора. Ежегодно там выпускается до 15 молодых специалистов, 10 берём в штат. В 90-х из группы оставались 2-3 человека, остальных забирал бизнес. Сейчас, наоборот, уходят 1-2, да и то редко. Зарплата многих сотрудников свыше 80 тыс. руб., средняя - 65, молодёжь меньше 30 тыс. не получает. Обеспечен и карьерный рост.

За последние годы, например, вырастили трёх, как мы шутим, «неприлично молодых» докторов наук. Другое дело, что именно наше направление - неброское, сюда идёт меньше энтузиастов. Да и вузы почти не готовят металлургов и металловедов.

АиФ-Петербург: - Вы говорите о безопасности атомной энергетики, но почему же мы не смогли справиться с Чернобылем, а продвинутые японцы - с катастрофой на Фукусиме?

- Японцы действовали неправильно и показали полную беспомощность в борьбе с последствиями аварии. Генератор, который находился в 15 км, они, например, реально подключили только через две недели, сначала нарисовали проект… Мы им неоднократно советовали открыть крышки энергоблоков, иначе произойдёт водородный взрыв. Они с самурайским упрямством этого не сделали и угробили четыре блока. Для нас же Чернобыльская трагедия стала хорошо выученным уроком. Сегодня это целая отрасль, где постоянно тренируется персонал, всегда наготове техника. Не забудьте и русский характер: в экстремальной ситуации мы всегда собираемся, от разгильдяйства не остаётся следа.

Алферов: Проблема российской науки – невостребованность ее результатов на практике>>

Платите за… солнце!

АиФ-Петербург: - Однако японцы теперь хотят вообще отказаться от мирного атома. Канцлер Ангела Меркель тоже заявила, что в Германии к 2020 году не останется АЭС…

- Если серьёзно - сегодня без атомной энергетики миру не обойтись. С экологией тоже при грамотной эксплуатации проблем не возникает. Возобновляемые источники, солнце и вода, на которые делают ставку некоторые экономики, это прекрасно, но их широкое использование ещё далеко. Те же немцы решили развернуть солнечные батареи в Африке и получать оттуда дешёвое тепло. Но власти Алжира им сказали: «Пла`тите русским за нефть и газ? Плати`те нам за солнце». На этом прибыльность проекта закончилась. Шведы сейчас без лишней огласки тоже дают дорогу мирному атому - оказалось, что силы местных рек не хватает. Конечно, АЭС - не панацея, но и альтернативы нет.

АиФ-Петербург: - Получается, у нас всё на высоте? Откуда же тогда столько аварий? Стратегическая «Булава», например, всё никак не может долететь до цели

- «Булава» падать уже закончила, хотя ошибок у неё многовато, согласен. Но, думаете, у Королёва не падали ракеты? Сколько угодно, просто об этом не писали. Беда, что рынок породил множество контор «Рога и копыта». Поставят оборудование, потом оно начинает отказывать. Разбираемся, а этой фирмы уже нет. Она деньги получила и распалась. Неслучайно сейчас в Росатоме составили список организаций, с которыми можно и нельзя заключать договоры. Нельзя создавать ракеты и самолёты при разрушенной промышленности и сельском хозяйстве. Они неминуемо рухнут.

АиФ-Петербург: - Вы сами говорили, что работаете для будущего. Но где оно? Таких ЦНИИ как «Прометей» в стране - единицы

- Это самое больное. Поколение - это 15 лет, а связь времён в отечественной науке оборвалась лет на 30. Сейчас этот вакуум заполнить невозможно и надо ждать минимум 10-12 лет генерации хорошо образованных людей, чтобы пропасть затянулась. Мы можем отстоять наши приоритеты ещё на протяжении нескольких десятилетий. А дальше что? Как, кому передать знания, дело всей жизни? В «Прометее» этот вопрос решён, а в масштабах страны? Если бы помогло, с удовольствием отдал бы на это Госпремию…

Номинант на Шнобелевскую премию Александр Семенов: «Переключился на научно-техническую юмористику»>>