Алексей Кузовкин о финтехе. Что ждать от финансовых технологий в 2020 году?

личный архив

«Что ждет финтех в 2020 году? Совершенно очевидно, что речь идет о продолжении уже существующих трендов: каких-то революционных преобразований ожидать не стоит. С другой стороны, и постепенные эволюционные изменения могут иметь последствия, вполне сопоставимые с революционными преобразованиями, даже если это не сразу будет очевидно. Ключевым в тенденциях финтеха в 2020 году, по-видимому, станет понятие «экосистема».

   
   

Говоря о конкретике, прежде всего следует смотреть на банковский сектор. Можно долго перечислять новые (уже не очень) технологии, которые там применяются, но ключевые изменения связаны не с ними самими, а с тем, как эти технологии применяются. Как и с какой целью комбинируются. Например, использование Big Data, технологий «искусственного интеллекта», позволяют добиться максимальной персонализации при взаимодействии с каждым отдельно взятым заемщиком банка. Это позволяет резко сократить время на обслуживание одного клиента, снизить риски для банка и обеспечивать своевременное предложение банковских продуктов клиенту.

Алексей Викторович Кузовкин - инноватор, инвестор, генеральный директор компании «Инфософт», экс-председатель совета директоров группы компаний «Армада». Фото: личный архив

Но они также позволяют сфомировать т.н. «экосистемы» в контексте цифровых услуг банка: речь идет о системной интеграции информационно-финансовых сервисов от разных компаний. То есть, создать единую среду, где использование услуг в одной области обеспечивает доступ к услугам в других, - тут можно было бы помянуть принцип «домино», если бы не неуместные деструктивные аллюзии. В действительности же речь идет о созидательных тенденциях.

Банки заключают договоренности с различными нефинансовыми организациями или же наоборот крупные компании, в чью специализацию не входит банковское дело, запускают и финансовые продукты. В основе всего этого однозначно лежат технологии Big Data, но - лишь как инструмент для бесшовного оказания услуг из разных областей через одну точку входа (например, мобильное приложение, принадлежащее банку или социальной сети).

Довольно много сейчас говорят о «геймификации» и «сторителлинге» - то есть, об использовании в банковской сфере маркетинговых инструментов, ранее не слишком ей свойственных. Впрочем, если они работают, почему нет.

Можно ожидать также дальнейшего роста инвестиций в финансовые информационные технологии, - связанные с информационной безопасностью, в первую очередь. Здесь, как говорится, поле непаханное: если крупнейшие банковские структуры страны могут позволить себе тратить миллиарды на обеспечение своей и клиентской информационной безопасности, то у среднего и малого бизнеса средств на это нет. А потребности никуда не деваются.

В связи с этим можно ожидать вхождения в околобанковские экосистемы сторонних вендоров безопасности, в чьих продуктах заинтересованы все стороны, либо превращение самих банков в основной источник инструментов киберзащиты финансового сектора и смежных областей. В конечном счете, все зависит от возможностей самого банка.

   
   

Ну, и последнее - это «машинное обучение». Уже пошли разговоры о том, что эти технологии оказались в чем-то переоцененными и что надежды на сколько-нибудь радикальный перевод задач, которыми прежде занимались люди, на «роботов», себя не оправдали. Вопрос, однако, в какой степени они должны были себя оправдать? Совершенно очевидно, что далеко не все операции и далеко не все решения можно переложить на машину, какой бы «интеллектуальной» она ни была. Есть также задачи и операции, в которых технологии ИИ и машинного обучения незаменимы - особенно, когда речь идет о больших данных и анализе рисков. Как ни крути, машина - это просто инструмент, до «независимого мышления» нынешним технологиям искусственного интеллекта еще очень далеко. Но их развитие будет продолжаться - как минимум, в тех направлениях, где они дают наиболее перспективные результаты».

Смотрите также: