«Как бы мне хотелось, чтобы все эти миры существовали», - восторженно восклицают читатели разных лет.
Да, волшебные книжные страны часто привлекают к себе внимание, и в особенности внимание жителей Петербурга – культурной столицы России. Вот только увы, сейчас это все может быть уничтожено. Из-за санкций эта индустрия переживает не самые лучшие времена: дорожает бумага, зарубежные писатели отказываются предоставлять свои авторские права на новые книги, а соцсети, где обосновались книжные блогеры, резко блокируются.
Исчезнет ли литература из России? Или, может быть, все обойдется? Читайте в материале «АиФ-Петербург».
Пик землетрясений
Пока что читатели не сильно ощущают на себе перемены на книжном рынке. Однако издатели и писатели хватаются за головы.
«Из-за блокировки некоторых соцсетей, где я прежде продвигала свое творчество, пришлось резко перестраиваться на другие площадки и задумываться об иных способах продвижения, - делится переживаниями петербургская писательница Ксения Хан. - Да, стало сложнее, но это временные условия, пока каждый не адаптируется под те площадки, где прежде не продвигал свой контент. Думаю, это можно отнести не только к авторам книг, но и к создателям любого контента в интернете в принципе».
Девушка, владея самиздатом и сотрудничая с другими издательствами, отмечает, что некоторые книжные планы у них остаются прежними. Российские писатели продолжают издаваться. «Я готовлю сейчас к изданию в Эксмо книгу — наши планы не изменились и сроки остались такими же. Сложнее теперь только рассказывать об этом - в новых соцсетях приходится набирать аудиторию заново».
Книжные блоги не всегда так популярны, как блоги о путешествиях или шоу-бизнесе, однако они все равно занимают особое место в нише. Молодые и опытные любители литературы делятся своим мнением о прочитанных новинках и классике на страницах социальных сетей, которые в настоящий момент в России уже закрыты.
«Instagram (деятельность в России признана экстремистской и запрещена. - прим. ред.) для более взрослого поколения книжного блогинга - огромная составляющая привычной жизни. Кто бы что ни говорил, но это была наша основа, которую кто-то разрабатывал, улучшал, развивал… и поэтому терять одну из частей жизни достаточно неприятно и обидно, - говорит книжный блогер с ником ksenixbooks. – С другой стороны, я понимаю, что развиваться надо в разных сетях, однако та запрещенная соцсеть была одной из моих привычек. Сейчас мое состояние сводится к тому, что я скучаю и вечно ностальгирую по тому времени».
Кстати, петербургский издательский дом «Гиперион», занимающийся изданием литературы стран Дальневосточного региона и Юго-восточной Азии, тоже переживает за будущее книгопечатания.
«Те, кто издает современную иностранную литературу, уже столкнулись с некоторыми проблемами, - ответил корреспонденту «АиФ-Петербург» гендиректор издательства Сергей Смоляков. – В ближайшее время вряд ли что-нибудь радикально изменится, так как подписанные договоры еще действуют, и владельцы прав не могут в одностороннем порядке разорвать их. С новыми договорами могут возникнуть затруднения, но и в этом случае многое зависит от личных отношений авторов и издательств. Мы надеемся, что все рано или поздно наладится».
Любопытно, что на данный момент издательство не почувствовало каких-либо изменений в отношениях с авторами и литературными агентствами. «Гиперион» до сих пор не получил ни одного отказа.
Сами проживем
Стивен Кинг, Нил Гейман, Джо Аберкромби и некоторые другие авторы уже заявили в социальных сетях о том, что откажутся от сотрудничества с российскими компаниями. Остальные, которые пока что остались на нашем рынке и не ушли с громкими заявлениями, могут запросить за свою работу высокие гонорары.
«Не уверен, что гонорары зарубежных авторов так уж велики. Обычно предполагается аванс (размеры его самые разные, но, как правило, от 1000 USD), но основная часть гонораров состоит из роялти, которые выплачиваются за каждую проданную книгу, то есть уже из выручки, что, конечно, гораздо легче для издателя», - объясняет «Гиперион».
Вот только помимо свеженьких детективов и новых фэнтези-историй издавать литературу становится тяжело еще и потому, что дорожает бумага. То, что цены на нее постоянно растут, отмечает не один Издательский дом. Однако каждый из них по-своему решает, на сколько готов поднять цену, чтобы не остаться в минусе и при этом чтобы читатель был в состоянии купить их продукцию.
Заострим внимание на том, что рост цен на бумагу (остановят ли его в будущем? Изменится ли качество бумаги?), рост на полиграфические услуги, падение покупательской способности – именно эти и другие (даже неизвестные до сих пор) факторы могут увеличить стоимость продукции. Но когда и насколько – вопрос без ответа.
Петербург как открытая книга
В Санкт-Петербурге довольно много книжных магазинов, более 350, но если сетевые распространены по всему городу (они расположены, как правило, в торговых центрах), то независимые в основном находятся в центре города. Развиваются небольшие книжные лавки в креативных пространствах, при музеях, есть даже проект развития книжных магазинов при библиотеках.
По данным отраслевой федеральной статистики наш город очень хорошо обеспечен книжными магазинами в сравнении с другими городами .Однако, как полагают участники рынка, потенциал для развития еще есть.
Отметим, что доля активных читателей книг (читающие больше 10 книг в год) в общей численности жителей Северной столицы сейчас составляет 28%. Комитет по печати и работе со СМИ рассчитывает выйти на 30% к концу года и постепенно увеличивать это количество.
Кроме того, для поддержки развития интереса к чтению в городе проводятся разнообразные мероприятия. Самым ярким событием является грядущий Книжный салон, который пройдет в Петербурге с 19 по 22 мая на Дворцовой площади и объединит авторов, любителей книг, блогеров, юных читателей, подарит праздник, посвященный любви к чтению.