Какие вызовы стоят перед отраслью в сегодняшней ситуации и о новых проектах, которые удивят даже коренных петербуржцев, рассказал в эксклюзивном интервью «АиФ-Петербург» председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Путешествовать не перестанут
Алина Клименко, SPB.AIF.RU: Сергей Евгеньевич, основной вопрос, который сегодня волнует многих, – что ждет туристический рынок в связи с последними событиями?
Сергей Корнеев: Одно точно могу сказать – наш рынок будет жить. Безусловно, сегодня мы видим разноплановые тенденции. С одной стороны, люди следят за острыми новостями, непростой геополитической ситуацией. С другой – любая обстановка не отменяет элементарной необходимости отдохнуть, перезагрузиться, поправить свое духовное и физическое здоровье.
– Понятно, что из-за пандемийных ограничений, а также политической ситуации мы не можем рассчитывать на часть зарубежных туристов. Перекроют ли их недостаток российские путешественники, у которых тоже выбор направлений невелик?
– Посмотрим на статистику: в 2019 году город принял 10,5 млн туристов, из них половина – российские. Потом был 2020-й пандемийный. Итог же прошлого года показал, что в Петербург приехали 5,8 млн соотечественников, то есть уже на 300 тыс. больше, чем до начала ковидных ограничений. Конечно, говорить о восстановлении еще рано. Но главный итог – сохранение работоспособности отрасли, основного кадрового состава, инфраструктуры и качества городского гостеприимства, а также оборота. Это как бензин для машины – если его нет, она не поедет.
А ведь на индустрию гостеприимства завязаны и остальные сегменты экономики. Если закрылся отель – перестанет работать и химчистка, которая его обслуживает. Понесет убытки поставщик продуктов, которые гости на завтрак едят. Многие отрасли: строительство, транспорт, музеи, общепит зависят от туризма. Сейчас около 400 тысяч жителей Петербурга так или иначе профессионально связаны со сферой туризма.
Есть общепринятый маркер – когда туристов становится больше, чем жителей в населенном пункте, туризм становится системообразующей отраслью экономики этого региона. В нашем случае количество приезжающих сопоставимо с численностью петербуржцев.
Большую роль в рестарте туризма сыграла программа кешбэка, реализуемая Ростуризмом по поручению правительства страны. Это отличная мера поддержки для бизнеса и прекрасное предложение для людей, которые хотят отправиться в поездку. Петербург вошел в программу с самого первого ее этапа.
Лапша на завтрак
– Будет ли у нас переориентация в сторону азиатского рынка?
– Она неизбежна. Вернемся в 2019 год: тогда из прибывших в наш город иностранцев 60% были туристы из стран, которые сейчас не отнесены к недружественным. А еще 40% из этих 60 приехали из Китая.
Также наблюдался рост турпотока из Большого Ближнего Востока, в т. ч. арабских стран. Причем они больше остальных тратят здесь деньги – потому что привыкли к высокому сервису, живут в дорогих отелях, приезжают надолго и большими семьями. Индия начала интересоваться поездками в Санкт-Петербург, а также Вьетнам и Таиланд. Честно признаюсь, мы недорабатывали на этих рынках, хотя они показывают постоянный рост – за них боролись и будут бороться дальше разные регионы мира.
Еще одно перспективное направление, которое мы недооценивали, – страны СНГ: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и другие. Например, в прошлом году средний российский турист оставил в Петербурге 32 тысячи рублей, а путешественник из СНГ – 63 тысячи. В первую очередь, за счет более длительного пребывания и запроса на высокобюджетные услуги.
– Какие шаги необходимо предпринять, чтобы туристы из этих стран активнее ехали к нам?
– Первое – учитывать их менталитет. Те же китайские туристы все чаще выбирают 4-5-звездочные отели, и для них обязательно наличие утренних столов с лапшой на завтрак. Свои требования к меню есть и у гостей из Индии, других (например, мусульманских) стран. Кроме того, необходимо проводить активные информационные кампании. Ряд мероприятий планируем запустить в ближайшее время в странах СНГ.
– Недавно мы стали пилотным регионом по развитию в стране промышленного туризма. Довольно специфическое направление. Пользуется ли оно популярностью?
– Для меня это тоже было вопросом. С одной стороны, все логично, ведь наш город – крупнейший промышленный индустриальный центр. Но сможет ли это стать туристским продуктом? Я сам впервые столкнулся с промышленным туризмом лет 10 назад, когда в Череповце компания «Северсталь» организовывала экскурсии по комбинату. Это производит поразительное впечатление!
В Санкт-Петербурге в первый этап проекта вошли: «Императорский фарфоровый завод», АО «ОДК-Климов», АО «Равенство», ИЮЗ «Русские самоцветы», ООО «БСХ Бытовые приборы», ООО «Пивоваренная компания «Балтика», ООО «Петродворцовый часовой завод «Ракета», Многофункциональный морской перегрузочный комплекс Порт «Бронка», ООО «Тайм Триал». А еще более двадцати предприятий уже выразили желание принять участие в проекте.
На прошлой неделе в Калужской области прошло мероприятие Агентства стратегических инициатив, где Санкт‑Петербург назван лучшим регионом для интеграции промышленного и делового туризма. Наши предприятия стали победителями в нескольких номинациях. Награду как «Лучший корпоративный музей» получил производитель авиационных двигателей «ОДК-Климов», а крупнейший завод по производству изделий из ПВХ-материалов «Тайм Триал» удостоился звания в категории «Лучшая демонстрация успешного предпринимательства».
– Еще один новый, просто фантастический проект – «Остров фортов» в Кронштадте…
– Ожерелье пригородов Петербурга действительно раскрыто не до конца. Особую роль здесь играет Кронштадт. С одной стороны, это часть города, исторически связанная со становлением государства, с великими историческими событиями. С другой – Кронштадт долгое время был закрытым, поэтому даже сами петербуржцы открывают сейчас для себя этот остров и форты. Место, интереснейшее со всех сторон, – там и реальные военные укрепления, и яхты, и один из самых красивых храмов страны, и суперсовременный семейный парк, и детский лагерь. Наши проекты раскрывают Кронштадт для России и для других стран, как настоящую жемчужину.
Рынок или спекуляция?
– А что будет дальше с ценами? На черноморских курортах стоимость проживания в отелях уже выросла на 15–20%, а ближе к сезону ожидают и все 30–50. Наши отельеры также говорят, что вынуждены повышать цены, поскольку их затраты тоже растут. Нет ли опасения, что в связи с этим люди просто отложат отпуск до лучших времен?
– С одной стороны, вы правы, есть опасения, что платежеспособность населения и объективное повышение цен не сойдутся. Но нам нельзя опускаться ниже прошлогодних показателей. Для Петербурга 5 млн туристов – это грань рентабельности. Если будет меньше, начнутся сложности с сохранением туристской инфраструктуры города. А восстанавливать всегда сложнее, чем поддерживать и развивать.
Сейчас главная задача, которая стоит перед отраслью, – грамотное импортозамещение. Да, выросла стоимость целого ряда импортной продукции, которую гостиницы используют в своей деятельности. Поэтому рост цен вполне объясним. Кто и насколько поднимет цену – это уже вопрос политики внутри каждого отдельного предприятия. Но мы не ожидаем тотального и резкого подорожания: все-таки, будем честны, рост цен на отели на 50 и больше процентов на некоторых популярных курортах – это не более чем попытка заработать на ажиотаже. Но объективную рыночную историю никто не отменял. Иностранных гостей пока нет, существенно уменьшилось число деловых мероприятий.
Тем не менее Санкт-Петербург готов предложить гостям широкую палитру туристских направлений, рассчитанную на любой бюджет. Я уверен, что российские путешественники в этом году найдут себе нужную программу по своему интересу и по карману.
– Может быть, правительству также стоит подключить дополнительные меры поддержки для владельцев отелей?
– Еще в первую волну пандемии губернатор города Александр Беглов поставил задачу разработать системные меры поддержки индустрии гостеприимства и в сфере туризма Санкт-Петербурга. Было очень много споров и баталий по этому поводу – что можно и что нельзя в рамках законодательства. В результате мы стали первым субъектом Федерации, который эти шаги внедрил. Так, очень важным стало «политическое» решение губернатора полностью обнулить все региональные налоги для всех предприятий индустрии гостеприимства. Это налог на имущество, на землю, транспортный. Причем сразу на два года. Мы тогда еще не знали, когда закончится пандемия, и, к сожалению, оказались правы в своих прогнозах о том, что это затяжная история. Ростуризм назвал тогда наше решение беспрецедентным. Насколько я знаю, ни один субъект РФ до сих пор ничего подобного не принял. В этом году льготы на перечисленные налоги также пока сохраняются, но в размере 50%. Всего экономическая поддержка городом предприятий из этой области оценивается в 5 млрд за 2020–2022 гг.
Помимо этого, во время пандемии больше 300 компаний получили займы от Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. Сейчас мы обсуждаем повторение этой практики с учетом новых вызовов. Словом, все доступные инструменты для помощи бизнесу город задействовал.
Задать свои вопросы Сергею Корнееву можно напрямую в его официальных аккаунтах - в ВКонтакте и Telegram.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.