Большинство взрослых уверены, что рамки, охрана и жёсткий контроль - это то, что нужно детям. Психологи же считают: важнее меры профилактики, а также обычные разговоры «по душам».
Развеять романтический образ
Сразу после массового расстрела в колледже в Керчи ВЦИОМ опросил россиян: что, по их мнению, может предотвратить подобные трагедии? Большинство предложило усилить охрану в учебных заведениях, нанять профессионалов, которые будут тщательно досматривать детей. И лишь 15% решили, что важнее больше времени уделять воспитанию в школе и в семье. Конечно, хороший пост охраны с металлодетектором не помешает. По крайней мере, не позволит пронести оружие внутрь. Однако злоумышленник может открыть стрельбу на крыльце заведения или у поста охраны. А к каждому ребёнку охранника не приставишь.
Бороться надо не с насилием как следствием, а с причинами, которые к этому приводят. Так, в США, где с кровавыми разборками сталкиваются гораздо чаще, в учебных заведениях постоянно проводят учения, а также разбирают с детьми уже произошедшие случаи. Сделали это и после печальных событий в Керчи.
- Целый день специалисты разговаривали с учениками, - рассказала «АиФ» наша землячка Татьяна Сиглова, переехавшая в Орегон. Её 13-летняя дочь ходит в обычную городскую школу. - Школьники делились на группы, обсуждали возможные причины, толкнувшие Рослякова на страшный шаг.
Разрабатывали способы помочь человеку, который тоже «на грани». Также ребятам напомнили, куда идти и кому сообщать, если подозреваешь одноклассника в планировании преступления.
В большинстве учебных заведений Санкт-Петербурга ни на следующий день после стрельбы в Керчи, ни две недели спустя не поднимали волнующую всю страну тему. Ученики 489-й школы, например, рассказали, что уроки проходят как обычно, о трагедии никто из учителей не сказал ни слова. И тут же признались, что на учёбу им ходить всё-таки страшно.
- У нас не принято обсуждать такие вещи с детьми. Часто взрослые сами растеряны и не знают, как подобное объяснить. Либо считают, что не надо это мусолить, лишний раз напоминать. Но дети всё равно узнают - из телевизора или Интернета, - уверяет детский психолог Юлия Иванова. - При этом могут трактовать события совсем не так, как взрослые. Например, увидеть в этом поступке смелость, вызов обществу, а убийцу воспринять как защитника всех «лузеров», униженных, объектов насмешек сверстников. И родителям в беседе важно мягко, без агрессии развенчать этот романтический образ. Сместить фокус на тех, кто действительно героически показал себя в той ситуации, помогал людям, спасал других. Напомнить детям, что пострадали невиновные люди и их близкие. Рассказать, что убивать других в мирное время могут только неполноценные и психически ненормальные люди. Мы все испытываем сложности, но не берём из-за этого в руки ружьё или тесак - есть другие способы решения проблем.
Забота «для галочки»
- В нашей школе детей учат правилам поведения во время чрезвычайных ситуаций, - уверяет замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 643 Юлия Шадеркина. - Но ведь все мы прекрасно понимаем, что одно дело - учебная тревога, а другое - реальное ЧП. Нам необходимо работать на предупреждение. Учителя, руководство школы должны знать каждого ученика, его семью, что называется, «в лицо». Только индивидуальная работа с детьми и родителями поможет предотвратить подобные трагедии.
В нескольких школах города руководство получило запросы из прокуратуры с требованием предоставить информацию о случаях агрессии со стороны учеников. Ведомство хочет знать не только «количество выявленных и пресечённых фактов издевательства, психологического насилия в отношениях между обучающимися», но и то, как «отработали» школы эти случаи. Однако педагоги уверены, что это требование надзорного ведомства вряд ли поможет улучшить ситуацию, а вот хлопот с документами только прибавит.
- Учителям некогда за всем следить, слишком много бумажной волокиты, - признаётся молодой преподаватель Оксана Ч. - Директор требует планов и отчётов. Его в последнюю очередь волнует, что семиклассники позволяют себе на уроках открыто оскорблять друг друга и даже учителя. Сдай документы вовремя и не жалуйся, - отвечали мне.
Иногда достаточно просто поговорить
Подростковый психолог, к. п. н. Владимир Семёнов:
- У подростков из-за гормональных изменений может зашкаливать агрессия и отсутствовать самоконтроль. Вдобавок ко всему они ищут своё место в мире, пытаются определить себя в социуме. Любая неудача, неприятность или конфликт со сверстниками воспринимается как трагедия мирового масштаба. В результате в школе складывается благоприятная среда для травли, унижения и отчуждения. Плюс на детей идёт давление из-за учёбы, экзаменов, высоких ожиданий родителей.
Да и всё наше общество «заточено» на оценки, результат, победы. Лавры и уважение - только талантливым и активным детям. А в тени остаётся несметное число «тихонь», «серых мышек». И какая буря бушует у них внутри, никто не знает. Сейчас во многих странах делают акцент именно на помощь отстающим и одиночкам. Их стараются включить в школьную жизнь, развить способности.
Вычислить, кто готовится совершить нападение, сложно, зато можно увидеть, кто в напряжении, депрессии, «на грани» - и предотвратить трагедию. К сожалению, учителя не всегда способны это сделать. Особенно, если школа огромная и в классах по 30 человек. Здесь могли бы помочь квалифицированные школьные психологи и социальные педагоги. Но главные помощники и защитники - это мама и папа. Универсальный совет - говорите с ребёнком каждый день. Даже если его проблемы кажутся смешными или пустыми, а вы устали или заняты. Лучше поговорить сейчас, чем долго жалеть потом.
«Учёба бесит, всё надоело»
Никита Долгарёв, директор Центра психологической безопасности:
Специалисты уверяют: существует целый ряд методов, помогающих предотвратить подобные трагедии.
- Всё это давно описано в научной литературе. Считаю, что данную систему необходимо внедрять во всех учебных заведениях. Но, к сожалению, сколько мы не обращались к чиновникам от образования, понимания так и не нашли.
А зря! Кровавой бойне в Керчи предшествовали все классические признаки того, что молодой человек готовится к массовому убийству. Во-первых, такие преступники нередко сообщают о своих намерениях, например, в виде неуместной шутки. Прежде чем взять в руки оружие, они проходят несколько стадий. Первая связана с хроническим напряжением, стрессом. На второй эмоции начинают выплёскиваться. Как раз тут и появляются неуместные комментарии, человек начинает проговариваться о своих намерениях: «Учёба бесит, всё надоело. Сбросить бы атомную бомбу».
На третьей стадии напряжение переходит в острую фазу - негативные эмоции его переполняют, он начинают ими жить. Затем идёт этап планирования преступления. Здесь уже формулировки, оговорки, шутки, переписка с друзьями и т. д. выдают, что у человека есть намеченный план действий. Например, «пострелял бы всех в учительской».
И завершающий этап - подготовка. Когда ученик уже прошёл курсы стрельбы, купил оружие и патроны. Возможно, следил за жертвами, изучал, какими маршрутами ходят, куда могут бежать. При этом он мог проболтаться знакомым об этом, посоветовать кому-то в назначенный день не приходить в школу.
Ученикам можно посоветовать, если они заметили подобные симптомы у кого-то из одноклассников, аккуратно поддержать беседу с ним, чтобы по ходу разговора понять, насколько у него серьёзные намерения. Если он уверяет, что последний месяц тренируется стрелять, купил оружие, соорудил взрывное устройство, то это повод рассказать кому-то из взрослых.
Смотрите также:
- «Я не умею быть мамой». Как помочь семьям в разрешении конфликтов? →
- Первоклассные проблемы (28.08.2001) →
- Здоровому образу жизни надо учить →