Примерное время чтения: 8 минут
289

Здоровому образу жизни надо учить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 10/09/2003

Алкоголь, наркотики, сигареты, раннее начало половой жизни... Как сделать, чтобы подросток сказал "нет", когда школьный "товарищ" впервые предложил ему попробовать травки? Кто поможет школьнику, не оступившись, войти во взрослый мир? Родители, что вечно заняты на работе? Учителя, которых не учили разговаривать с учениками на эти темы? Уже пятый год в нескольких питерских школах действует программа "Основы здорового образа жизни школьников", которая реализуется под руководством Санкт-Петербургской общественной организацией социальных проектов "Stellit" и финским Национальным центром изучения и развития социального обеспечения здравоохранения STAKES. В проведении программы участвуют Городской кожно-венерологический диспансер Санкт-Петербурга, Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Пастера. В чем ее отличие от уроков ОБЖ и многочисленных "программ профилактики", мы беседуем с руководителем проекта, сотрудником Социологического института РАН Майей РУСАКОВОЙ.

Учителя знают меньше учеников

- Основная идея нашей программы - подготовка учителей к проведению занятий по здоровому образу жизни, чтобы они, знающие специфику школы и потребности подростков, а не специалисты со стороны, читали лекции о вреде наркотиков или безопасном сексе, - говорит Майя Русакова. - Кроме того, мы отказались от готовых программ занятий. Каждый педагог выбирал методику преподавания и писал программу самостоятельно, исходя из того, что ему удобно и что он умеет делать. Не все учителя могут вести ролевые игры, не во всех школах есть проектор или видеомагнитофон, и так далее. Именно поэтому жесткие обязательные программы профилактики часто превращаются в профанацию. Мы же предоставляли все необходимые материалы, оговаривали обязательные темы и проводили обучение педагогов.

- Работали с преподавателями ОБЖ?

- Нет, совершенно не обязательно, что если педагог ведет этот предмет, то он сможет вести и программу. От каждой школы мы обучали двух-трех человек, чтобы у них была возможность помощи друг другу. У нас занимались преподаватели и литературы, и математики, и физкультуры. Главное, чтобы человеку было комфортно разговаривать с детьми на эти сложные темы. С другой стороны, подростки должны ему полностью доверять. Назначить здесь невозможно, поэтому мы проводили отбор. Кто-то спокойно может говорить с подростками о наркотиках, а тема любви вызывает внутреннее напряжение. Или наоборот. Приходилось учить педагогов общению, потому что преподавание - это одно, а доверительное общение с подростком - совершенно другое. Но самое главное, что большинство учителей просто не обладает элементарными знаниями в этих сферах. Часто подростки знают о наркотиках, сексе и СПИДе гораздо больше, чем взрослые. Пришлось на подготовку учителей отвести целый год.

- Читали им лекции о СПИДе?

- Читали лекции, проводили семинарские занятия и психологические тренинги, организовывали посещение организаций. Мы считаем, что преподаватель, который ведет занятия по здоровому образу жизни, должен обладать необходимой информацией не только по проблемам здорового образа жизни, но и об организациях, в которые подростки и родители могут обращаться в случае возникновения проблем со здоровьем. Кроме того, у учителя должны быть навыки обсуждения с подростками любых проблем, имеющих отношение к здоровому образу жизни. По нашим данным, около 30% подростков живут половой жизнью, при этом 36% из них при первом половом акте находились под слабым воздействием алкоголя, 8% подростков имеют опыт гомосексуальных отношений. Гомосексуализм - очень непростая тема. Если это есть, значит, учитель должен быть готов об этом говорить. Причем в нейтральном ключе. Поэтому, помимо лекций, мы приглашали на встречи с педагогами представителей секс-меньшинств. Просто потому, что учителя никогда их не видели, и надо было изжить мифы о том, как должен выглядеть гомосексуалист или лесбиянка. Очень важно, что они увидели в общем-то нормальных людей, причем людей успешных, у которых просто своя личная жизнь. Это снимало и нездоровый интерес, и резкое неприятие.

Лучше раньше

- К половому воспитанию в школе многие относятся резко отрицательно. Может, лучше, если эти темы будут обсуждаться в семье?

- Разумеется, все занятия проводятся в форме факультатива, а с родителей собираются письменные разрешения на их посещение детьми. С резким неприятием программы мы не встречались, хотя у многих родителей, действительно, были опасения, что раз мы говорим в том числе и о сексе, то обязательно будем рассказывать о том, как заниматься любовью. Приходилось разъяснять, что это не так, что мы будем говорить о том, что начало половой жизни и материнство должно быть осознанным, что необходимо использовать средства защиты, помнить о ВИЧ и заболеваниях, передающихся половым путем.

Между тем в Финляндии такие занятия входят в обязательную школьную программу. Одно время и там велись дискуссии, насколько это необходимо. И в один прекрасный момент финны решили, что дети и так все знают, и отменили занятия. После этого сразу выросло количество венерических заболеваний и абортов среди несовершеннолетних. Программу немедленно вернули в школу.

Тем не менее, в этом году мы действительно попытаемся вовлечь в программу родителей. Они тоже нуждаются в информации. Чтобы формировать здоровый образ жизни у подростков, надо, чтобы он был и в семье.

- С какого возраста дети посещают ваши факультативы?

- Мы проводим занятия только для подростков старше четырнадцати лет. Хотя надо бы начинать гораздо раньше. Говорить о взаимоотношениях мальчиков и девочек, детей и взрослых. Разумеется, с поправкой на возраст. Для детей очень важно, чтобы кто-то говорил с ними на эти темы. В той же Финляндии такая программа идет уже с первого класса. Или взять токсикоманию. Это проблема младшего школьного возраста, и профилактику надо начинать в начальной школе. При этом наша позиция состоит в том, что нужно не только рассказывать о негативных последствиях употребления наркотиков, алкоголя, незащищенных половых контактов, но и формировать у школьников представления о том, что здоровье - это ценность, здоровым быть хорошо и здоровье необходимо беречь.

- Мне казалось, что детская токсикомания уже в прошлом...

- А кто сказал, что это навсегда? Мы же говорим о профилактике. То же самое с отношением к курению. Начинать об этом разговор с детьми надо гораздо раньше, чем в 15 лет. Случаи насилия тоже возможны с ребенком любого пола и возраста. Дети должны знать, как себя вести, если попали в эту ситуацию. И не только в сам момент насилия, но и позже. Что делать? Говорить взрослым или нет? Ребенок не знает, куда ему деться, и в результате, например, попытка суицида. И только потом, когда все уже произошло, в его классе начинают проводить профилактические беседы. И дело не в том, что учитель упустил или родители не досмотрели. Учителя загружены, родители многого не знают. Но у всех беспечное ощущение, что их это не коснется.

На самом деле это очень большая проблема. Обычно подростки не признаются в том, что стали жертвой насилия. Вопрос о насилии входил в анкету, которую мы использовали при опросе школьников, участвующих в программе. При опросе мы создали максимально возможные условия анонимности: учителя не присутствовали, нигде не надо было писать от руки, опросные листы сразу запечатывались в конверт. И получили очень высокий процент утвердительных ответов на вопрос, подвергались ли они насилию. Причем в половине случаев это инцест.

Сказать "нет"

- Вы отслеживали эффективность вашей программы?

- Мы проводили опросы среди школьников до и после наших занятий. А чтобы понимать, сами они научились или это результат программы, мы опрашивали ребят из школ, где занятия не проводились. Важно, что после программы число подростков, начавших половую жизнь, точно такое же, как в школах, где эти занятия не ведутся. Но у наших подростков гораздо выше уровень знаний. Например, о физиологии человека. Из них никто не ответит, что аборт - это способ контрацепции. Они знают, что беременность может возникнуть уже после первого же акта, что ВИЧ-инфекция не передается через поцелуй, что заболевания, передающиеся половым путем, могут протекать бессимптомно, что только презерватив защищает от ИППП. И если уж они начинают жить половой жизнью, то этими знаниями пользуются.

Кроме того, после занятий намного больше подростков начинают ощущать себя как личность, которая самостоятельно принимает решения. Они острее чувствуют свое право на личную неприкосновенность, что важно при сексуальных домогательствах со стороны взрослых. Наконец, им проще сказать "нет", если кто-то из друзей вдруг предложил попробовать наркотик. Потому что они опираются на собственные знания, а не идут на поводу у компании.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах