Примерное время чтения: 8 минут
1866

Не мешайте учиться! Профессор СПбГУ Елена Казакова - о петербургской школе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 02/09/2015
Нам нужен кругозор как поле, из которого поднимается интеллектуальная энергия.
Нам нужен кругозор как поле, из которого поднимается интеллектуальная энергия. www.russianlook.com

Начался новый учебный год. В Петербурге открылись свыше 700 школ, а в классы пришли более 430 тыс. детей и подростков. Каким же будет для них этот марафон, сумеют ли понять «разумное и вечное»? Об этом размышляет Елена Казакова, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ, учитель математики с 36-летним стажем.

АиФ-Петербург: Елена Ивановна, на днях вы вели городской педагогический совет и не раз повторяли, что петербургская школа - особая. А в чём её отличительные черты?

Елена Казакова: - Во-первых, это школа, которая должна ориентироваться на очень разных учеников и их родителей, поэтому ей присуще широкое разнообразие. Второе - в России нет другой такой территории, где бы настолько прочно были связаны основное и дополнительное образование. Уникальную систему доступных кружков, клубов, домов детского творчества мы сумели сохранить, даже когда в других регионах она резко сокращалась. И третье - петербургский учитель. Ему не очень свойственны пафос, авангард. Он сдержан, спокоен и профессионален. Готов соответствовать, но должен понимать.

Соцаутсайдеры? 

АиФ-Петербург: - Но сегодня в обществе учитель воспринимается скорее как социальный аутсайдер. Как же при таком отношении государства он может воспитать в ребёнке личность? 

- Не соглашусь, что учителя в Петербурге - аутсайдеры. Судите сами. У них хорошие условия труда, неплохая зарплата. Средняя - свыше 42 тыс. руб., и есть возможность заработать ещё. 
В целом на образование выделяется четверть бюджета Северной столицы. Я знаю сотни учителей - они не похожи на отстающих. Наоборот - молодые, стильные, мотивированные на успех. Тем не менее имидж непрестижности профессии сохраняется. Это противоречие нужно переломить, потому что человек, который своё предназначение считает убогим, так или иначе передаёт это мироощущение ученику. 

А ведь подросток должен уважать своего наставника и весь процесс обучения! 

АиФ-Петербург: - На городском педсовете также говорилось, что одна из задач - вести диалог поколений. Как его наладить, когда вокруг столько двойных стандартов? 

- У каждого свой метод, но я в подобных случаях детям говорю: «Давайте думать!» Нам никто не даст готового рецепта, поэтому мы должны быть самостоятельными. Проблема в том, что такой подход не всегда присущ нашим учителям. Большинство не стремится научить ребят анализировать происходящее, отвечать за свои решения и делать правильные выводы. Сразу скажу: педагог в этом не виноват. Его так учили, и знакомую модель он переносит на своих воспитанников. И очень хорошо, что в городе немало площадок, где стремятся поменять положение дел. Повышают квалификацию наставников, не боятся споров и противоречий.

Семья + школа 

АиФ-Петербург: - Извечный спор: кто должен заниматься воспитанием детей - семья и/или школа?

- Если под воспитанием понимать образ жизни и систему ценностей - лидировать должна семья. Она прививает ребёнку представления о добре и зле.

Однако это не значит, что школа не воспитывает. Именно в её стенах человек понимает: талант, умноженный на трудолюбие, принесёт успех в жизни. Сегодня многие родители ориентированы на чиновников и юристов. Но это проигрышная стратегия. И здесь у меня надежда на юных. Их ценности меняются. Учёным известно: достаточно, чтобы 10% нации начали обустраивать жизнь по-новому, и они вытянут всё общество. 

У нас пока столько свежих сил нет, но молодое поколение уже на подходе. Они придумывают стартапы, без всякого пафоса хотят заняться настоящим делом и принести пользу стране.

АиФ-Петербург: - В первом классе все дети по-своему талантливы. Но как разглядеть индивидуальность, если нужно осваивать стандарт, а в классе 25 учеников?

- В моём самом первом 8-м классе 210-й школы Центрального района, где я начинала преподавать математику, было 43 ученика. И мне не казалось, что это много. Помню их всех до сих пор. С каким увлечением мы работали! Конечно, надо было постоянно что-то придумывать. Ведь хороший учитель поможет ребёнку самому увидеть свои склонности. Даст несколько заданий, чтобы тот выбрал, какое ему по душе.

Так же и со стандартами. Они определяют условия обучения, что правильно. Это значит, что нельзя, например, открыть школу, если там нет Интернета и спортивного зала, плохая столовая и неправильное освещение. Стандарт говорит, что хорошая школа должна активно работать и после уроков, быть высокотехнологичной, а ученики - участвовать в конференциях, олимпиадах, заниматься исследованиями. К сожалению, в наши стандарты не входит главное - умение учиться, грамотно получать информацию, логически мыслить. Это задача на будущее.

На урок с гаджетом 

АиФ-Петербург: - Сегодня считается, что современному человеку не надо широких знаний. Достаточно джентльменского набора из компьютера, умения получить деньги из банкомата и основ английского…

- Это неверный ход мыслей. Широту программы надо обязательно оставить. Человек интереснее и сильнее компьютера именно тем, что у него есть интеллект вместе с интуицией, ассоциациями. И никому неведомо, какое он может совершить открытие, только потому, что знает, где находится Мадагаскар. Нам нужен кругозор как поле, из которого поднимается интеллектуальная энергия.
Также я абсолютно убеждена, что ключевым для ребёнка является чтение. И очень рада, что сейчас в Петербурге прилагается немало усилий, чтобы книги и молодёжь встречались как можно чаще.

АиФ-Петербург: - Сегодня активно внедряются электронные дневники и учебники. Более того, с 2016 года каждое бумажное пособие должен дублировать гаджет. Многие учителя этому сопротивляются…

- Знаете, в последнее время я обнаружила, что покупаю книги, где много картинок. Потому что всё остальное - скачиваю. Пользуюсь электронной книгой, видеорядом, инфографикой. Это при том, что я запойный книгочей, у меня дома огромная библиотека, а шелест страниц и запах новенького переплёта доставляет неизъяснимое удовольствие. Людям моего поколения и тем, кто старше, долго казалось, что наслаждение обычным чтением никогда не заменит литература в электронном виде. Жизнь показала, что это ошибка. Поэтому учителям надо понять: электронный формат необходимо освоить. Каким бы притягательным не был прежний мир классической книги. 

АиФ-Петербург: - Все эти новинки - результаты реформ, которые без остановки проводят в школе. Из последнего - изменения системы финансирования, введение федеральных стандартов для 5-х классов, новые правила ЕГЭ. Может, пора остановиться?

- Стопроцентно надо экспериментировать меньше. Есть правило - не формируй два навыка одновременно, иначе загубишь оба. Надо дать ей возможность переварить то, что уже сделано, и перестать постоянно контролировать. Ведь сегодня учителей замучили бюрократией, бесконечными отчётами, планами. Унижают страхом, стилем общения. Не успеешь, не сделаешь - жди наказания. В итоге неплохие специалисты становятся агрессивными училками в затасканных кофточках, ничего не успевающими и кричащими на детей. 

Есть такое понятие - обученная беспомощность. В аналогичной ситуации сегодня очутились наши учителя и сама школа. Им надо больше доверять. Поддерживать сильных, стимулировать отстающих, настраивать на сотрудничество младших и старших. Конечно, школе сегодня трудно, как и всем. Но она выберется, если общество перестанет на неё давить, сваливать все свои беды и постоянно воспитывать. Школа - особый институт государства, и к нему надо быть очень внимательным. Встретить своего учителя - большая удача в жизни. Это явление культуры, а у нас её пытаются определить в разряд услуг, как прачечную или химчистку. За окном кризис, но, опираясь на традиции Петербурга, наша школа вынесет любые потрясения. Главное - не мешать. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах