Не «проспать» гения. Как раскрыть в одарённом ребёнке лучшие качества?

   
   

Об этом накануне нового учебного года рассказал «АиФ» профессор РГПУ имени Герцена, замдиректора Президентского физико-математического лицея № 239 Сергей Рукшин.

- Представители нашего города стали лучшими по целому ряду дисциплин, - подчеркнул учитель Перельмана и Смирнова, тренер, ученики которого завоевали более 90 медалей. - Так, на Азиатской олимпиаде по физике сборная России, куда входили и двое петербуржцев, записала на свой счёт шесть золотых. Отличились наши ребята и на европейских олимпиадах по информатике и лингвистике, получили золото на крупнейшем чемпионате по робототехнике, проходившем в августе в Китае. А на днях, победив на турнире в Торонто, лучшим программистом планеты (по версии Google - Ред.) был признан студент Института точной механики и оптики Геннадий Короткевич. Причём пятый раз подряд. Такого результата не добивался ещё никто в мире. 

Начинать надо с маленькими 

- Для вас, очевидно, самым долгожданным стал прорыв национальной сборной по математике. 

- Наша команда на олимпиаде в Румынии заняла второе место в общекомандном зачёте, обойдя китайцев и уступив лишь сверстникам из США. Итог - 5 золотых и 1 серебряная медаль. Это неофициальный, но очень важный показатель. В своё время золото этого престижного соревнования получали Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, и Станислав Смирнов - лауреат премий Филдса и Салема. Награды высшей пробы присуждались и ныне известным учёным лауреатам премии Салема Фёдору Назарову и Дмитрию Челкаку, три золота получила Евгения Малинникова - лауреат премии Института Клэя. Трёхкратным золотым медалистом был и Николай Дуров, впоследствии помогавший брату Павлу создавать социальную сеть «ВКонтакте». Однако затем, после 2010-го, начался спад: несколько четвёртых мест, дважды - восьмое... А когда в 2017-м сборная заняла провальное 11-е, в стране задумались, не нужно ли поменять руководство, систему отбора и тренировок команды. 

- Сложившаяся ситуация заставила обратить серьёзное внимание и на подготовку одарённых ребят в целом по стране. В Петербурге она по-прежнему на высоте, чего не скажешь о некоторых других регионах. На таланты не обращают внимания? 

- Давайте разбираться. В том же Ленинграде-Петербурге способных к математике мальчиков и девочек стали искать ещё в довоенное время. Напомню, что первая олимпиада в Советском Союзе была именно математическая, и прошла в Ленинграде в 1933-1934 учебном году. Причём начинали в 5-6-х классах. Сегодня же система всероссийских соревнований, которую поддерживает министерство, охватывает только старшие 9-11-й. Считаю это стратегически неверным. Наш Город-
ской математический центр для одарённых школьников, созданный мною в 1975-м, всегда старался обнаружить таланты как можно раньше. Ещё в 1993 году мы провели первую открытую олимпиаду для учащихся не старше 5-го класса. 

   
   

Тогда меня ругали: зачем возиться с «мелкотой». Но опыт показывает: начинать надо именно с маленькими - это единственный способ не «проспать» гения. Когда же талантливый ребёнок попадает к специалистам только в старшем возрасте, время может быть упущено. Также учтём, что сегодня гораздо раньше приходят и в профессию. А значит, игнорируя «малышей», рискуем потерять целый пласт будущих выдающихся инженеров, конструкторов, математиков. 

Ориентир… на слабых?

- На поиск «звёздочек», утверждают эксперты, должна работать и общая обстановка в стране. В первую очередь, популяризация науки среди школьников, подъём математики в регионах. Как вы думаете, почему порой происходит наоборот?

- На одном из заседаний общественного совета при Минобрнауки, в состав которого входил и я, обсуждались результаты финалов Всероссийской олимпиады. Выяснилось, что по некоторым предметам не представлены более 30 субъектов Федерации. То есть из целого региона ни один человек не прошёл в заключительный тур. Я предлагал создать центры работы с одарёнными детьми и сеть президентских лицеев хотя бы в восьми федеральных округах. Однако, к моему удивлению, коллеги решили иначе. Большинство проголосовали за то, чтобы «слабым»… просто понизить требования. Таким образом, выполнив упрощённые задания, школьники смогут пройти в финал Всероса и проблема будет решена. Позор!

- Со способными детьми непросто работать. Чтобы раскрыть в воспитаннике лучшие стороны наставник тоже должен быть личностью. Практика показывает, что таким требованиям соответствуют не все...

- Педагогов, готовых искать таланты и обучать их по современным методикам - дефицит. Да, в обеих столицах, крупных городах незаурядных школьников уже берут под крыло: учат по новым, часто индивидуальным программам, открывают специализированные интернаты. Один из таких работает и при нашем 239-м лицее, там занимаются свыше 50 ребят со всей страны. Но этого мало. Для решения задачи в РГПУ им. Герцена предполагается создать институт, который будет заниматься подготовкой и переподготовкой педагогов по работе с одарёнными детьми. Надеюсь, это поможет снять проблему.

Умным быть модно

- У нас как-то забывают, что за талантливым воспитанником часто стоит Учитель с большой буквы. А предусмотрены ли награды, поощрения для педагогов «золотых» учеников?

- Это один из больных вопросов. Упускается, что когда старшеклассники побеждают, они уже пять-семь лет занимаются в кружках, матцентре под руководством опытных тренеров. Кстати, эту тему затронул на встрече Владимира Путина в центре для одарённых детей «Сириус» и воспитанник нашего лицея Миша Иванов. Мальчик спросил прямо: почему педагоги, подготовившие победителей и призёров международных олимпиад, не получают почётного звания «Заслуженный учитель России»? Глава государства ответил, что, по-видимому, произошёл системный сбой. Согласен с президентом. Иначе чем объяснить, что некоторые методисты нашего математического центра, выпустившие уже более десятка чемпионов самого высокого уровня «всего лишь» ПДО - педагоги дополнительного образования. А ведь такой наставник уникален, его опыт шлифуется десятилетия. 

В Петербурге есть своя премия за подготовку победителей и призёров всероссийских и международных турниров. За это городу большое спасибо. Но здесь необходимо именно государственное признание, позволяющее рассчитывать не только на поощрения и награды, но и условия работы, что не менее важно. Потому что педагог, обеспеченный всем необходимым, сможет вырастить больше талантливых учеников.

- Социологи советуют не упускать и ещё один серьёзный момент. Помимо поддержки семьи, государства, надо по-хорошему раскручивать в медиа и образ умного школьника. Не «ботаника», а ребёнка с массой интересов, который живёт насыщенно и ярко. 

- Кстати, многие победители нынешней международной математической олимпиады как раз такие ребята. Занимаются спортом, любят Диккенса и Толстого, разбираются в живописи и музыке. И их успех даже в дальних краях разбудит таланты, которыми так богата страна. Напомню: в 2020-м году в Петербурге пройдёт Международная математическая олимпиада для школьников. Это - очередное признание России как страны, где умеют работать с одарёнными детьми. Хороший стимул для всех ребят проявить максимум своих способностей. Перспективы обнадёживающие. Теперь важно не снизить планку. 

Смотрите также: