Опыт Северной столицы собираются повторить и в других регионах. Значит ли это, что власть наконец обратила внимание на способных к точным наукам детей и намерена создавать условия для их развития? Об этом рассуждает Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, руководитель математического центра лицея № 239, автор методики по раннему выявлению талантов.
Где «божья искра»?
- Многие утверждают, что все дети талантливы. Правда, потом эта «божья искра» куда-то исчезает. Куда?
- Тех, кто необыкновенно одарён от природы, единицы. Остальные - продукт воздействия среды, которая складывается вокруг. Вы заметили, что в младших классах лучше учатся девочки? Они усидчивые, добросовестные, аккуратно выполняют домашние задания. «Какая способная, вундеркинд!», - часто слышит такая отличница. Но уже через пару лет, если у неё не обнаружится склонность к определённому предмету, она станет заурядной, средней ученицей. И наоборот. Приходит обычный мальчик, а выходит медалист, победитель международных олимпиад. Это результат большой работы педагогов, участия родителей и влияния той атмосферы, где находится ребёнок.
- В советское время отбирать и развивать таланты помогали специализированные школы, в том числе физико-математические. Поступить туда считалось большой удачей. Сейчас эта система сохраняется?
- Она опасно изменилась. В 60-80-е, когда образование оставалось бесплатным, туда поступали по-настоящему незаурядные дети, в том числе из низов. Я часто привожу в пример того же Григория Перельмана. Сегодня места талантливых детей нередко заняты отпрысками начальников и бизнесменов.
Год назад на Общественном совете Министерства образования обсуждался такой вопрос. Среди финалистов всероссийских олимпиад по математике и физике из 85 регионов страны около 40 регионов не были представлены вообще. Хотя спецшколы там укомплектованы полностью. Думаю, что это результат политики, когда пропуском к знаниям служат не способности ребёнка, а кошелёк или громкое имя родителей.
Математика - везде
- Может, причина в неправильных ориентирах? Многим кажется, что математика мало влияет на нашу повседневную жизнь, а раз так - зачем связывать её с наукой на «вторых ролях»?
- Это большое заблуждение. Похоже, мы сегодня даже не осознаём, насколько широко пользуемся результатами точных дисциплин. Без теории чисел не работали бы наши мобильные телефоны, модные гаджеты и продвинутые девайсы. Фундаментальная наука становится прикладной по мере её востребованности, а в каждом из этих привычных для современного человека устройств - математика. Она причастна ко многим как успехам, так и провалам нашего общества.
Катастрофа в Чернобыле, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, обрушение крыши аквапарка «Трансвааль» и другие трагедии, унесшие жизни сотен людей, - это тоже просчёты, в частности, в математике. Никто не думал, что доказательства теорем XIX века понадобятся при конструировании вычислительных машин в ХХ. А те, в свою очередь, - для определения прочности ядерных реакторов, траектории космических кораблей в XXI. А ведь всё начиналось с простых функций и структурной логики.
- Но раз математика везде, тогда этот предмет в школе должен быть одним из главных? А люди, одарённые в этой области, на особом счету. У нас же, судя по вашим словам, всё наоборот.
- Несмотря ни на что, запас прочности, заложенный ещё в дореволюционное, а затем и советское время, так велик, что математическое образование на уровне школы у нас остаётся одним из лучших в мире. Я имел возможность сравнить его с британским, американским - там полный «дебилизм». Однако сейчас в эту пропасть можем скатиться и мы.
Ведь что происходит? Не имея возможности удержать на высоком уровне всеобщее среднее образование, мы снижем планку для всех. Страдают из-за этого лучшие, так как их развитие тормозится. Вспомните, как два года назад Минобр задним числом вынужден был понизить баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. Это пришлось сделать, ибо уровень знаний был таков, что при прежней шкале едва не четверть выпускников не получила бы аттестат.
Дальше - больше. Как достижение преподносится разделение математики на базовый и профильный уровни. Базовый - для тех, кому достаточно школьной программы, и профильный - кому точные науки понадобятся дальше. Считаю этот шаг преступлением против интересов страны. И это не преувеличение. Ведь для аттестации за 11 лет обучения предлагается решить задачки… 6-го класса. Дети не знают программу 7-8-го класса, однако получают документы государственного образца, идут с ними дальше. Это профанация, а на лжи нельзя построить успешную образовательную систему. Возможно, поэтому на Международной математической олимпиаде сборная России в прошлом году завоевала только 21-е место в медальном, а в этом 8-е в общем зачёте. Хотя раньше так низко никогда не опускалась.
Не хотят, чтобы был нищим
- Как же поступать родителям, чтобы всё же увлечь детей математикой или физикой?
- Не уверен, что всем надо быть на «ты» с этими науками. Стране не нужны продавцы и кассиры со знанием теории относительности. Зато требуются инженеры, конструкторы, которые хорошо её знают. Ну а чтобы ребёнок увлёкся, надо сначала до минимума сократить его общение с компьютерными игрушками, пожирающими бездну времени. Вернуть традиции семейного чтения и чтения вообще. Потому что сегодня мы близки к ситуации, как в США в 60-е годы, когда обнаружилось, что 60% студентов читают настолько плохо, что не в состоянии осилить содержимое учебников. Смотрят в книгу и не могут понять, о чём речь. Слова вроде знакомы, а постичь смысл абзаца уже не в стоянии.
- Тем не менее мы видим немало новых ярких имён. Есть ли надежда, что молодёжь всё же поднимет науку?
- Есть, если не уедет за границу, где условия для занятий физикой, химией и математикой в разы предпочтительнее. Мы теряем детей, потому что специальности, связанные с наукой в нашем обществе сегодня не престижны. Все хотят быть бизнесменами и желательно сразу миллиардерами. Если раньше родители гордились, что ребёнок всерьёз увлечён географией, математикой, сегодня - возражают. Не хотят, чтобы был нищим. Говорят: «Учи языки, гуманитарные предметы, станешь чиновником или юристом». В итоге ценности размываются. И тот, кто мог быть выдающимся конструктором подводных лодок, самолётов, ракет, строить плотины, прокладывать дороги, будет заниматься чуждыми ему вещами. В масштабах страны это трагическая ошибка.
Стратегический промах и переход на Болонскую систему. В итоге теперь мы выпускаем за четыре года недоучившихся бакалавров, когда прекрасно готовили за пять квалифицированных инженеров. Знаю директоров школ, которые не хотят брать на работу таких специалистов и откровенно предпочитают им ребят из педагогических училищ.
Также неверно выстроена учёба в аспирантуре. Если за рубежом аспирантской стипендии вполне достаточно, чтобы полноценно заниматься наукой и даже скромно содержать молодую семью, у нас едва хватает на общежитие и обед. В результате распадается связь времён, преемственность научных школ. На многих кафедрах нет исследователей моложе 40 лет, да и тех мало. И здесь лично я с надеждой смотрю на нового министра образования. Она уже подчеркнула, что необходимо усилить в обществе роль учителя и преподавателя вуза. Своевременно - иначе ещё немного, и наступит точка невозврата.
Смотрите также:
- Не мешайте учиться! Профессор СПбГУ Елена Казакова - о петербургской школе →
- «Зилоный йожык». Почему 80% российских школьников пишут неграмотно? →
- Дмитрий Гущин: «Учитель - актер» →