Google вместо географии? Почему интернет не заменит школьные знания

Работа с любой новой информацией способствует становлению нейронных сетей. Но детям этого мало. © / Валерий Христофоров / АиФ

«Не хочу учиться, хочу жениться», - заявляет пятнадцатилетний Митрофанушка - главный герой комедии Фонвизина «Недоросль». Однако многие современные дети не хотят учиться совсем по другой причине. Зачем зубрить правила орфографии, если гаджет сам поправит все ошибки, географию заменит Google Maps, а английский язык - «Яндекс. Переводчик»?

   
   

Почему это не так, и зачем школьные уроки нужны даже в самом цифровом мире, - рассказал специалист по психологии образования и педагогике, кандидат психологических наук Роман Демьянчук.

Не просто зазубрить

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Роман Викторович, как в цифровом мире учителям конкурировать со всевозможными приложениями и блогами, где информация порой полезнее, чем на уроке?

Роман Демьянчук: Действительно, сегодняшние дети нередко задаются вопросами, «зачем» знать таблицу умножения, когда была Куликовская битва или, например, куда впадает Волга, если все это можно найти за пару секунд в интернете. Однако подобные вопросы чаще всего возникают, когда материал не имеет очевидного функционального значения для ребенка и подан учителем непривлекательно. Конечно, есть традиционная педагогическая установка - «это развивает мозг». Что является правдой, так как работа с любой новой информацией способствует становлению нейронных сетей. Но детям этого мало. Как сделать, чтобы любая учебная информация (даже, казалось бы, самая скучная) была интересна школьникам? В нее нужно активно встраивать образы людей, живые истории, а не просто вкладывать в детские головы факты, законы и алгоритмы, как долго практиковалось в традиционной системе обучения. Это должна быть не абстрактная научная закономерность, которую «нужно зазубрить», а история успеха человека, экспериментально открывшего ее в определенных исторических обстоятельствах. Нужно дать учащимся возможность самим найти ответы на некоторые вопросы, в том числе и как пройденный материал можно применить в современной жизни с помощью цифровых технологий.

Предмет станет понятнее и привлекательнее, если он будет связан с другими дисциплинами. В математике, физике, химии всегда есть место и географии, и истории, и русскому языку с литературой. Тогда ребенок усваивает материал в более масштабном контексте многообразия жизни. И меньше пытается заменить уроки «гуглом».

- Даже многие взрослые считают, что в школе изучают дисциплины, которые в современном мире не нужны. Среди них, в первую очередь, называют ОБЖ. География тоже один из самых непопулярных предметов.

- Некоторая информация действительно становится не актуальной. С тех пор как я изучал географию, карта мира значительно изменилась. Но сказать, что этот предмет мне был не нужен и его можно убрать из школьной программы, я не могу. Здесь проблема не в географии как в предмете, а в личности учителя, который ее преподает. В том, как он обосновывает актуальность дисциплины в современном мире. Ведь география - не просто предмет, который научит нас отличать Азию от Африки. Он показывает, в какой среде мы живем, что происходит на земле, в небе, в море. Нам может понадобиться география при покупке загородного дома, при выстраивании собственного бизнеса (в контексте экономической географии), при столкновении с различными природными явлениями. Также и ОБЖ, по сути своей, предмет очень полезный. Привыкнув к благополучию окружающего мира, нам стало казаться, что чрезвычайные ситуации случаются где-то далеко. Но пандемия коронавируса показала обратное - отказываться от этой дисциплины рано. И, по-моему, прекрасно, если школьник будет знать, как правильно обращаться с электричеством, оказывать первую помощь и прочее. Так что пока «лишних предметов» в нашей школе я не вижу. Вижу проблему с подачей учебного материала.

   
   

Живут школой

- От чего зависит, будет ли урок для ученика интересным или нет? Ведь в вузах таким «фишкам» особо не учат…

- Во многом это зависит от личности, а не знаний, полученных в педагогическом вузе. Насколько самому учителю интересен его предмет, насколько он эрудирован и умеет пользоваться современными средствами цифрового образования. Школьники все это прекрасно видят.

- Раньше детей пугали: если не будешь хорошо учиться - станешь дворником. Сегодня они видят, что даже двоечник может стать блогером и зарабатывать больше папы-профессора…

- Здесь на помощь приходят математика и логика. Среди восьми миллиардов людей, живущих на планете, мы можем по пальцам пересчитать тех, кто на ниве отсутствия образования построил блестящую карьеру. Все остальные преимущественно идут традиционным путем - пытаются закончить школу и вуз с хорошими оценками. Хотя сейчас, по данным множества исследований, школьники не готовы идти к своей цели медленно, преодолевая препятствия и десятилетиями ожидая профессионального успеха. Они больше ориентированы на быстрый результат, используя все существующие возможности.

К слову, во многом стимулы к успешному обучению обеспечивают родители, которые адекватно настраивают ребенка на получение образования и построение карьеры. Без перегибов и наказаний за плохие оценки. Более того, школа - не только освоение дисциплин. Это маленький мир, в котором налаживаются социальные контакты, у ребенка появляются возможности проявить себя. Огромное количество наших подростков просто живут школой. Как бы ни были привлекательны гаджеты, людям все еще нужны люди. И самоизоляция это доказала. У школы здесь остается генеральная задача - быть интересной. Тогда в большинстве своем школьники станут успешно получать образование и продолжать обучение дальше. Безусловно, всегда найдутся дети, которые учиться совсем не хотят и наивно полагают, что жизнь у них сложится и так. Но это не издержки цифрового мира, а психологические особенности ребенка; неблагоприятная социальная ситуация, в которой он оказался, или дефицит способностей, которые не проявились или не были выявлены родителями и учителями. Но и эти проблемы сегодня можно преодолеть.

Зачем нужна математика?

Профессор кафедры математического анализа РГПУ им. Герцена, единственный в мире педагог, воспитавший двух лауреатов Филдсовской премии*, Сергей Рукшин считает, что вопрос, нужна ли нам математика, вообще стоять не должен.

«Даже в эпоху, когда не было грамотности и имелись лишь системные знания об окружающем мире, человечество придумывало задачи. Конечно, не непосредственно по математике, а различные каверзные вопросы, развивавшие мышление. Они дошли до нас в виде фольклора - например, загадок. Те же «два конца, два кольца, посередине гвоздик» - задача, только неизвестное в ней - не Х, а ножницы. Так постепенно сложилась математика - предмет, использующий задачи для развития мышления, - говорит эксперт. - И даже если кому-то не пригодится конкретно значение синуса 45°, то развитый мозг для решения возникающих в жизни головоломок, наверняка понадобится. Точно так и с большинством других предметов. Тренированная память, возможность оперативно искать в своей голове информацию, быстро действовать - то, что у вас останется, когда все выученное будет забыто. Когда-то именно для этого в приходских школах учили псалтырь и молитвы. А с математикой мы сталкиваемся каждый день: сейчас почти у всех есть мобильники, телевизоры, которые бы просто не могли функционировать без нее! Она - краеугольный камень образования, и нет человека, которому бы не пригодилась».

Кстати

Что выбирают школьники? Самые популярные ЕГЭ по выбору в 2020 году (по данным Рособрнадзора):

  • обществознание - 48%
  • физика - 21%
  • биология - 19,8%
  • история - 16,6%
  • информатика - 13,6%
  • химия - 13,4%
  • литература - 8,2%
  • география - 2,9%

*Филдсовская премия - самая престижная награда в области математики. Ее часто называют Нобелевской премией для этой науки. За время ее существования с 1936 г. присуждалась россиянам 9 раз.