Пандемия позади?
Профессор вирусологии Института имени Гамалеи Анатолий Альштейн отметил, что, с его точки зрения, «доказательством 100% иммунитета является падение заболеваемости почти до нуля, до десятков человек в день», а такого в городе на Неве – нет. Более того, к 18 февраля по уровню заболеваемости Петербург вдвое обогнал Москву: в этот день в Северной столице зарегистрировали 16 398 новых случаев заражения, а в Москве – только 8,3 тысячи.
Как считали?
Позже Смольный разъяснил, каким образом были получены данные о достижении 100% коллективного иммунитета в Санкт-Петербурге. Как сообщает комздрав, для расчета применялась методика Минздрава России. Согласно ей, коллективный иммунитет формируется в тот момент, когда доля вакцинированных и переболевших составит 80% от числа жителей того или иного населенного пункта. Официально в Петербурге проживают 5,3 миллиона человек. По данным сервиса «Стопкоронавирус», с начала пандемии переболели 1 миллион 292 тысячи петербуржцев, а на 15 февраля полный курс вакцинации завершили 2 миллиона 952 тысячи 591 человек. В сумме эти цифры действительно дают превышение показателя в 80%, и, следовательно, формально власти города правы.
Однако эти показатели не учитывают того, что один и тот же человек может оказаться в обеих категориях (и переболевших, и привившихся). Кроме того, в мегаполисе без постоянной прописки проживают огромное число приезжих из других регионов, а также статистика не учитывает жителей городов-спутников Петербурга, таких как Мурино и Кудрово, которые фактически слились с Северной столицей и только формально относятся к территории соседней Ленинградской области. Поэтому, по мнению медиков, говорить о том, что пандемия остановлена – не приходится.
При этом специалист полагает, что, учитывая текущую ситуацию, некоторые ограничения можно отменить (например, ограничения, наложенные на работу ресторанов, театров и музеев), другие же пока придется оставить.
«Маски в общественных местах все же снижают дозу выделяемого с мокротой вируса, а это влияет на распространение Сovid-19 и тяжесть течения болезни», – отмечает Аграновский.
А как у них?
Власти Норвегии отменили все коронавирусные ограничения, включая те, что были введены для въезда-выезда из страны. Для въезда в страну больше не нужно сдавать ПЦР-тесты или показывать сертификаты о вакцинации, а в самой Норвегии соблюдать социальную дистанцию и носить медицинские маски (это касается даже тех, у кого официально подтвержден COVID-19). Ограничения сохранены лишь для поездок на Шпицберген. Власти объясняют свое решение о возврате к нормальной жизни тем, что 80% жителей страны прошли вакцинацию, и поэтому коронавирус стал не более опасен, чем любое сезонное вирусное заболевание (для сравнения: в России до сих пор полностью привито менее 30% населения).