Пригородные электрички, курсирующие как поезда метро с интервалом в 10 минут, прямое ж/д сообщение между Гатчиной и Токсово и вынесенные за пределы Петербурга пыхтящие грузовые составы – так будет выглядеть транспортное сообщение в Северной столице и Ленобласти к 2030 году в случае успешной реализации проекта СПЖУ (Санкт-Петербургского железнодорожного узла).
Перезагрузить «железку»
О том, что этот проект, анонсированный еще в 2020 году, не отложен из-за пандемии, стало известно после встречи губернатора Петербурга Александра Беглова с президентом России Владимиром Путиным.
Напомним, что на данный момент так называемая «маятниковая миграция» между Северной столицей и ее ближайшими пригородами составляет около 400 тысяч человек в день – и если до Кудрова и Мурина люди добираются фактически на метро, то к более отдаленным городам и поселкам они едут на личном автотранспорте и автобусах. И это одна из причин, по которой мегаполис каждое утро и вечер встает в пробках. К этому прибавляется активная «автомобилизация» жителей самого Петербурга – по данным статистики, на трех горожан приходится один автомобиль, и по этому показателю город на Неве опережает даже Москву.
Эксперты посчитали: если хотя бы четверть автопарка города одномоментно выедет на трассы, то Петербург встанет. При этом городская застройка сложилась таким образом, что существенно расширить дороги в историческом центре – невозможно, а строительство новых станций метро идет с отставанием от темпов роста мегаполиса в десятки лет. Поэтому власти считают столь перспективной идею модернизации уже существующих и строительства новых железнодорожных путей – инфраструктура во многом уже существует, ее просто надо «перезагрузить» под новые задачи.
Почти как метро
Одним из самых первых шагов в реализации проекта должен стать вывод грузового трафика за пределы Петербурга. Сейчас через город проходит примерно 60% всех перевозок на Северо-Западе. Для того чтобы поменять ситуацию, к 2030 году планируется построить два железнодорожных обхода: Северо-Восточный Павлово-на-Неве – Лосево-1 (130 км) и Юго-Западный Мга – Владимирская – Бронка (74 км). Воздух в городе станет чище, а освободившиеся пути можно будет использовать под пассажирские пригородные перевозки. Кроме того, предлагается запустить железнодорожные маршруты-диаметры Ораниенбаум – Белоостров и Токсово – Гатчина, которые должны значительно разгрузить существующие пересадочные узлы.
Реализация проекта упирается в две важных составляющих – необходим тщательный расчет, в котором надо будет учитывать все: от пропускной способности железнодорожных путей и схем доставки пассажиров к станциям до механизма продажи билетов. Кроме того, нужны немалые деньги – по оценкам специалистов, затраты на интеграцию железной дороги во внутригородские транспортные схемы потребуют не менее 600 миллиардов рублей. Город планирует использовать свои средства, привлекать инвесторов, кроме того, Смольный надеется и на поддержку федерального центра.