Каждые 10 минут. Электрички будут ходить как метро к 2030 году

Не надо знать расписание – поезд идет каждые 10 минут. © / Татьяна Швецова / АиФ

Пригородные электрички, курсирующие как поезда метро с интервалом в 10 минут, прямое ж/д сообщение между Гатчиной и Токсово и вынесенные за пределы Петербурга пыхтящие грузовые составы – так будет выглядеть транспортное сообщение в Северной столице и Ленобласти к 2030 году в случае успешной реализации проекта СПЖУ (Санкт-Петербургского железнодорожного узла).

   
   

Перезагрузить «железку»

О том, что этот проект, анонсированный еще в 2020 году, не отложен из-за пандемии, стало известно после встречи губернатора Петербурга Александра Беглова с президентом России Владимиром Путиным.

«Совместно с РЖД мы подготовили комплексную программу интеграции инфраструктуры железнодорожного транспорта в городскую транспортную сеть. Наша цель – объединить пригородные электрички и городской транспорт в единую систему, – кратко перечислил губернатор основные направления в рамках проекта».

Напомним, что на данный момент так называемая «маятниковая миграция» между Северной столицей и ее ближайшими пригородами составляет около 400 тысяч человек в день – и если до Кудрова и Мурина люди добираются фактически на метро, то к более отдаленным городам и поселкам они едут на личном автотранспорте и автобусах. И это одна из причин, по которой мегаполис каждое утро и вечер встает в пробках. К этому прибавляется активная «автомобилизация» жителей самого Петербурга – по данным статистики, на трех горожан приходится один автомобиль, и по этому показателю город на Неве опережает даже Москву.

Эксперты посчитали: если хотя бы четверть автопарка города одномоментно выедет на трассы, то Петербург встанет. При этом городская застройка сложилась таким образом, что существенно расширить дороги в историческом центре – невозможно, а строительство новых станций метро идет с отставанием от темпов роста мегаполиса в десятки лет. Поэтому власти считают столь перспективной идею модернизации уже существующих и строительства новых железнодорожных путей – инфраструктура во многом уже существует, ее просто надо «перезагрузить» под новые задачи.

Почти как метро

Одним из самых первых шагов в реализации проекта должен стать вывод грузового трафика за пределы Петербурга. Сейчас через город проходит примерно 60% всех перевозок на Северо-Западе. Для того чтобы поменять ситуацию, к 2030 году планируется построить два железнодорожных обхода: Северо-Восточный Павлово-на-Неве – Лосево-1 (130 км) и Юго-Западный Мга – Владимирская – Бронка (74 км). Воздух в городе станет чище, а освободившиеся пути можно будет использовать под пассажирские пригородные перевозки. Кроме того, предлагается запустить железнодорожные маршруты-диаметры Ораниенбаум – Белоостров и Токсово – Гатчина, которые должны значительно разгрузить существующие пересадочные узлы.

   
   

«На наш взгляд, очень удобно без пересадки доехать за полтора часа от Гатчины до Токсово. Идеология проекта в том, что не надо знать расписание, потому что поезд идет каждые 10 минут, как в метро, и так легче планировать свой день, – объясняет начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олег Тони. С такой же периодичностью – каждые 10 минут – должны будут пойти пригородные поезда и до Выборга, Всеволожска, Красного Села, Тосно и Павловска».

Реализация проекта упирается в две важных составляющих – необходим тщательный расчет, в котором надо будет учитывать все: от пропускной способности железнодорожных путей и схем доставки пассажиров к станциям до механизма продажи билетов. Кроме того, нужны немалые деньги – по оценкам специалистов, затраты на интеграцию железной дороги во внутригородские транспортные схемы потребуют не менее 600 миллиардов рублей. Город планирует использовать свои средства, привлекать инвесторов, кроме того, Смольный надеется и на поддержку федерального центра.