Научат Родину любить. Уже осенью в школах появятся уроки патриотизма

pixabay.com / pixabay.com

Минпросвещения РФ усиливает детское патриотическое воспитание. В предстоящем учебном году понедельники в школах будут начинаться со всеобщего построения и поднятия российского флага под гимн. Кроме того, во всех без исключения классах добавятся новые воспитательные уроки. Как к этим нововведениям готовятся в Петербурге, узнавал spb.aif.ru.

   
   

«Разговоры о важном»

Уже 5 сентября во всех школах страны пройдет первый урок «патриотической, нравственной и экологической направленности» (так новое направление характеризует автор программы – Минпросвещения России. – Прим. ред.) под названием «Разговоры о важном». «Данные занятия будут проводиться для обучающихся 1–11-х классов по понедельникам первым уроком еженедельно. Запланировано 34 часа в учебном году», – сообщили в министерстве.

Методические материалы для «разговоров» поступят в распоряжение школ позднее. Но презентация цикла занятий уже представлена. В начальной школе, например, предлагается обсуждать героев Отечества разных исторических эпох, герб и гимн России, День конституции, а также профессию защитника Родины. В классах постарше – рассказы о войне, искусстве и «псевдоискусстве», будут изучать положение России в мире, историческую справедливость и Крым на карте России. К слову, занятия о Крыме в том или ином виде предусмотрены для учеников всех возрастов.

«Пока есть только темы, готовых программ мы еще не видели. Хорошо, что дадут готовые материалы, чтобы учителям не пришлось искать по интернету, книгам, собирая фактуру. Но задумка хорошая, и темы пока кажутся вполне нейтральными. Они отчасти перекликаются с тем, о чем мы и так говорим на других уроках в воспитательных целях, но лишним не будет», – рассказала «АиФ» учитель начальных классов школы №180 Красногвардейского района Марина Шуксто. Директор школы им. А. М. Горчакова Александр Кузьмин также отметил, что такие занятия нужны, но только в виде диалогов с учениками и вопросов, которые действительно интересуют ребят, иначе это станет формальностью.

«Это должны быть искренние разговоры. И было бы неплохо проводить их в формате так называемого перевернутого класса, когда школьники сами выступают в роли ведущих и готовят материал. Если дети будут сами заинтересованы, новый урок не станет для них дополнительной нагрузкой», – отметил руководитель.

По словам педагога одной из школ в Невском районе, в их учреждении запланировали проводить «Разговоры о важном» не первым уроком, а перед ним, «чтобы учебный процесс не страдал». Это значит, что каждый понедельник будет начинаться для учеников на полчаса-час раньше привычного времени, в зависимости от класса. Из-за этого есть опасения, что часть школьников, особенно тех, кто постарше, будут просто игнорировать эти занятия.

«Если это дополнительные занятия, учащиеся и их родители имеют полное право от них отказаться. Также надо не забывать, что Закон «Об образовании» запрещает вовлекать детей во все, что связано с политикой, а кто будет следить за тем, что и как говорят детям учителя в рамках этих воспитательных занятий, какие у них политические взгляды? Я, как юрист и как мама, против этого нововведения и считаю, что не должна школа заниматься воспитанием вместо родителей», – поделилась мнением член адвокатской палаты Петербурга Александра Гудименко.    
   

По стойке «смирно»

Еще одной новой традицией станет исполнение гимна в начале каждой учебной недели и поднятие государственного флага.

В начале июня российская казна выделила более 970 млн рублей на приобретение государственной символики для 11 тыс. общеобразовательных учреждений страны. 17 июня Минпросвещения ввело стандарт церемониала. В нем говорится, что для подъема и спуска флага нужно сформировать специальную знаменную группу, которая будет выносить флаг маршем. «Важно выдержать «шаг в ногу», что предусматривает определенные тренировки перед осуществлением церемонии», – говорится в мануале. Пока флаг поднимается под гимн, все присутствующие должны стоять по стойке «смирно». Процедуру по спуску флага нужно будет проводить в конце каждой учебной недели».

«Как все это сделать организационно, не понимает ни одна школа. Вы можете представить, как тысячу школьников одномоментно построить, четко и быстро провести церемонию, а потом за 10 минут запустить всех в классы? И это после того, как за два года пандемии все привыкли к разному времени входа учащихся. И хорошо, если тепло, а если мороз или дождь?»

В нашей школе спортзал технически не рассчитан на такие толпы, – рассказала корреспонденту spb.aif.ru учитель одной из городских школ.

В аппарате вице-губернатора Петербурга Анны Митяниной нашему изданию сообщили, что Смольный к этим оргвопросам отношения не имеет – новые предложения поступают именно из Минпросвещения.

Мнение эксперта: Ребенок должен это принять

Ректор РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук Сергей Тарасов:

«Школа как институт государства и общества просто не может быть вне вопросов патриотического воспитания. У нас же очень многие даже текста гимна не знают, причем не только дети, но и взрослые. Но патриотическое воспитание заключается не в том, чтобы навязать этот гимн, исполняя его каждое утро, а в том, чтобы ребенок принял российскую символику, слова гимна как часть своей жизни, своей культуры, государства и общества. Он должен прочувствовать свою сопричастность. И здесь, конечно, важен пример педагога, поскольку именно он является носителем этих ценностей».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.