Не одинокая старость. Как добровольцы поддерживают пожилых петербуржцев

Работать с пожилыми людьми непросто, общение должно быть бережным и ненавязчивым. © / VK-паблик «КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ!?» Благотворительный фонд».

Пятнадцать лет назад в Петербурге появился фонд с говорящим названием «Кто, если не мы?». Его основательница Елена Предполагаева объединила сотни неравнодушных людей, которые помогают старикам в непростых ситуациях.

   
   

Непростой подход

Волонтёр Екатерина Тубянская в фонде больше десяти лет. Попала в «Кто, если не мы?» сразу после школы – случайно наткнулась на сообщение добровольцев, которые объявили о поездке в дом престарелых в Стрельну.

«Не было цели взаимодействовать именно с пожилыми людьми, – вспоминает волонтёр. – Но после моей первой поездки я поняла, что останусь в фонде. К сожалению, в России не так много внимания уделяется одиноким старикам. Принято помогать животным, много фондов работают с детьми. А дедушки и бабушки остаются без должного внимания и заботы. Мы же пытаемся скрасить их старость, чаще всего одинокую или осложнённую жизненными неурядицами».

Волонтёры взяли «под крыло» пять государственных домов престарелых в Санкт-Петербурге. Конечно, не все постояльцы интернатов одинокие – у некоторых есть дети, внуки или другие родственники, готовые забрать дедушку и бабушку домой на выходные.

«У нас нет разделения на одиноких и семейных – всем старикам нужно внимание, и мы стараемся дать его по мере своих возможностей».

Работать с пожилыми людьми непросто – в силу возраста они становятся более капризными и обидчивыми. Расстроить старика может даже не вовремя подаренный презент. Поэтому, прежде чем отправить нового волонтёра на выезд, его тщательно инструктируют, как вести себя в непредвиденных обстоятельствах, какие фразы категорически нельзя употреблять. Новый доброволец всегда работает в паре с опытным коллегой.

«Какие правила? Во-первых, мы должны понимать степень своей ответственности перед пожилыми людьми и никогда ничего не обещать им, – перечисляет Екатерина. – Это касается и обещания привезти подарок, и обещания приехать в определённый день. Потому что психика пожилого человека устроена таким образом, что в ряде случаев он будет не просто ждать, а даже жить ожиданием. Несдержанное обещание может стать большим ударом. Поэтому мы используем фразы типа «Буду стараться», «Я попытаюсь». Во-вторых, волонтёр должен уметь вовремя закончить разговор, когда пожилой человек сильно перевозбудился. Причём сильную эмоциональную реакцию могут вызвать даже самые добрые воспоминания».

   
   

Общение должно быть бережным и ненавязчивым, объясняет волонтёр. На контакт доброволец может идти только с теми, кто этого хочет.

Фото: VK-паблик «КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ!?» Благотворительный фонд».

Отобрали жильё

В фонде – несколько сотен волонтёров. Бóльшая часть из них – молодые женщины. Причём некоторые приезжают к бабушкам и дедушкам с детьми, чтобы на своём примере объяснить малышам важность добровольчества.

«Людей предпенсионного возраста у нас мало, но есть и такие, – говорит Екатерина. – К слову, мои родные бабушка и дедушка тоже волонтёры – лично они не могут приехать, но с удовольствием участвуют в сборах презентов».

Хотя старикам в первую очередь нужно общение, волонтёры никогда не приходят без подарков. Сладкие наборы привозят к праздникам, на дни рождения дарят цветы.

«Конечно, в домах-интернатах есть и тёплая постель, и еда, и забота медицинского персонала… Но даже на полном довольствии им хочется купить себе что-то к чаю. Или старичкам требуется лекарство, которое невозможно получить по ОМС. В таких случаях мы помогаем. Да, практически у всех остаётся некоторая часть пенсии (проживание в доме престарелых частично оплачивается из пенсии постояльца. – ред.), но многие отправляют оставшиеся деньги своим внукам или детям. И остаются вообще без гроша», – разводит руками волонтёр.

Хотя старики не любят рассказывать о себе, добровольцы чаще всего знают, в каких ситуациях оказывались пожилые люди. Кто-то сам отправился в дом престарелых, родных детей и внуков у него нет. Другие добровольно приехали доживать свой век, ведь не получали помощи от родных.

«Нередки истории, когда у стариков обманом забирают жильё, и они вынуждены идти в дом престарелых, – говорит Екатерина. – Например, у нас была бабушка, у которой мошенники забрали единственное жильё. С дочкой и внучкой они сначала скитались по съёмным квартирам, а потом бабушка решила, что будет проще, если она уйдёт в дом престарелых».

Внешне не всегда можно понять, какую трагедию пережил человек, говорит волонтёр. Есть старики замкнутые, расстроены своей судьбой и обиженные на родных. Но есть и те, кто не пал духом и с радостью встречает новый день.

«Со многими постояльцами волонтёры очень сблизились, – говорит Екатерина. – Бабушки и дедушки называют их не иначе как внуками, спрашивают, как прошёл месяц, что нового на работе. В чём-то общение похоже на то, какое складывается с нашими кровными бабушками».

Не потерять волю к жизни

У фонда есть и адресная помощь одиноким пожилым людям – обычно о стариках, попавших в трудную жизненную ситуацию, узнают случайно.

«Недавно у нас появилась новая подопечная – одинокая женщина с тяжёлой формой диабета, ей чуть больше 60 лет, – рассказывает Екатерина. – Её единственная родственница – племянница – не поддерживает с ней контакт, так что когда женщина оказалась на больничной койке, то в полной мере ощутила одиночество. Как рассказывают медсёстры, она потеряла интерес к жизни, была подавленной и поникшей. Медработники сами обратились в наш фонд за помощью, чтобы мы поддерживали с ней связь. Теперь волонтёры регулярно навещают её, помогают в уборке или приготовлении еды. А ещё усилиями юриста фонда к ней стал приходить на постоянной основе социальный работник».

По словам волонтёра, остаться одиноким в пожилом возрасте может любой человек: от этого не застрахован ни простой рабочий, ни кандидат наук – среди подпочечных фонда были люди уважаемых и социальных профессий, например, учителя. Причин одиночества сотни, начиная от переезда на новое место, заканчивая болезнью.

Недавно волонтёры стали помогать 71-летней Светлане Михайловне. Больше 30 лет она проработала медицинской сестрой в реанимации. Но пару месяцев назад у неё случилось два несчастья подряд: умерла мама, а ей самой ампутировали ногу. Из родных есть только брат, который проживает в пригороде. Сейчас бабушка живёт одна, но не падает духом – к ней приезжают волонтёры, которые помогают по дому. Их она всегда встречает с улыбкой. Добровольцы моют пол в квартире Светланы Михайловны, ходят за продуктами и привозят нужные мелочи для дома.

69-летний Константин тоже окружён заботой волонтёров. Он оказался прикован к кровати и потерял интерес к жизни. Однако добровольцы замотивировали его на выздоровление не только беседами, но и покупкой важных вещей. Например, подарили ему коляску, чтобы тот начинал передвигаться по квартире самостоятельно, а также стул для ванной, чтобы самостоятельно принимать душ. Сейчас мужчина действительно пошёл на поправку, волонтёры лишь сопровождают его до кабинета врача.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.