Онлайн-ловушка. Как не попасть на удочку спекулянтов при посещении Эрмитажа

Надёжнее отстоять очередь? © / Zamir Usmanov / www.globallookpress.com

Эпоха цифровизации принесла музеям не только новые возможности, но и новые вызовы. Онлайн-продажа открыла двери для недобросовестных предпринимателей, стремящихся заработать на желании людей прикоснуться к искусству. Как не стать жертвой спекулянтов и получить гарантированное качество услуг при покупке билетов в главный музей города, рассказывает заместитель начальника службы безопасности Государственного Эрмитажа Алексей Субарнов.

   
   

Фальшивые сайты

«Проблема стала актуальной для музеев, особенно больших, после пандемии, когда они начали активно использовать онлайн-продажу билетов», – отмечает Алексей Субарнов.

Раньше билеты в основном продавались в кассах, и онлайн-продажи не были так развиты. Пандемия дала толчок развитию сферы. На этом стали зарабатывать различные ресурсы, перепродавая билеты. И сегодня поиск билетов в Эрмитаж через интернет может привести на сайты-двойники, имитирующие официальный ресурс музея. Например, в «Яндексе» и Google легко найти 7–8 различных адресов, перекликающихся со словом «Эрмитаж». Неосведомлённый пользователь может перейти на фальшивый сайт, который копирует официальный портал Эрмитажа, предоставляя информацию о режиме работы, фотографии и возможность покупки билетов.

«Некоторые сайты полностью копируют эрмитажный сайт, а другие просто перепродают билеты и дополнительные услуги», – говорит заместитель начальника службы безопасности.

Сайты-двойники могут предоставлять неактуальную информацию, которая сбивает с толку посетителей. Эти ресурсы могут вводить людей в заблуждение, публикуя, к примеру, устаревшую информацию о ковидных ограничениях, маршрутах и закрытых кассах, что уже не соответствует действительности, отметил Алексей Субарнов.

Кроме того, неизвестно, как и кому отправляются с таких сайтов личные данные покупателя.

   
   

Без официального разрешения

Не все сайты – фальшивки. Среди наиболее известных легальных ресурсов, перепродающих билеты в Эрмитаж – Tripster и Sputnik. Важно отметить, что музей самостоятельно и без посредников реализует входные билеты и экскурсии только на своём официальном сайте, в кассах и терминалах, расположенных на территории музея.

«Эрмитаж с ними официально не сотрудничает, и другие крупные музеи, вероятно, тоже. Tripster предлагает билеты по номинальной стоимости, но делает их невозвратными. Если вы купите билет на сайте Эрмитажа за 500 рублей, на Tripster он тоже будет стоить 500 рублей. Однако если вы захотите вернуть билет, деньги вернутся на карту Tripster, а не вашу. Sputnik же продаёт билеты с наценкой, аргументируя это предоставлением неких информационных услуг», – объясняет Алексей Субарнов.

Кроме того, на таких ресурсах можно столкнуться с предложениями нелегальных экскурсий с неаккредитованными гидами. Качество таких экскурсий сомнительно.

Мнение юриста

Юрист Наталья Александрова:

«Законность деятельности по перепродаже билетов зависит от того, зарегистрировано ли лицо, занимающееся перепродажей, официально и соблюдает ли все необходимые юридические нормы. Если перепродажа ведётся официально, то это аналогично работе агрегаторов, которые также берут комиссию за свои услуги, но при этом работают легально. В некоторых случаях сайты продают настоящие билеты на мероприятия. Они могут иметь доступ к дистрибьюторам, предлагающим билеты по оптовым ценам, что позволяет им перепродавать билеты по официальным ценам с учётом комиссии. Однако если деньги поступают на карту физического лица, это становится незаконной коммерческой деятельностью, так как такое лицо не имеет права заниматься коммерцией без регистрации как ИП или юридическое лицо. Это нарушает закон и может повлечь за собой уголовную ответственность.

Для защиты себя от мошенничества следует использовать проверенные и официальные сайты для покупки билетов, которые обеспечивают оплату через кассовое оборудование и выдают фискальные чеки. Если сайт предлагает перевести деньги напрямую на карту физического лица, это должно быть сигналом о возможном мошенничестве».

Это важно: Как не ошибиться при покупке?

  • При поиске «Эрмитаж купить билет» в Google официальный сайт музея обычно на первом месте;
  • обращайте внимание на адрес сайта. Официальный выглядит так – hermitagemuseum.org;
  • будьте осторожны с сайтами, предлагающими билеты со скидками или по завышенной цене. Например, билет стоит 500 рублей, а они продают его за 1000 рублей, заявляя, что это скидка, потому что обычная цена якобы 1500 рублей;
  • на официальном сайте Эрмитажа нет скидок или акций, а также изображений перечёркнутых ценников. Есть различные предложения в зависимости от категории посетителей;
  • проверяйте информацию о режиме работы, выставках и ограничениях на официальном сайте музея.