Откровенно – о проблемах. Матери объединились против наркотиков

Здесь ни у кого не спрашивают фамилий, просто слушают, поддерживают. © / freepik.com

В нашем городе уже больше 30 лет работает уникальная общественная организация – «Азария» – Матери против наркотиков». Она стала первой в России родительской «ячейкой», объединившей людей, которых связала общая беда – их дети стали наркоманами. Со временем круг направлений расширился, и сегодня здесь открыты 20 различных групп поддержки и взаимопомощи зависимым, их семьям и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Каждый день приходят до 150 человек и больше.

   
   

На какую помощь они могут рассчитывать? С чего начать в борьбе со страшной болезнью? Как научиться управлять ситуацией и справиться с возникшими проблемами? Чтобы получить ответы на эти вопросы, я отправилась на открытое собрание группы анонимных наркоманов.

Признать, что попал в беду

Вечер пятницы, самый центр города. В такое время, в преддверии выходного, многие стараются снять груз прошедшей трудовой недели и спешат в театры, кино или встречаются в приятной обстановке с друзьями. А здесь надо выслушивать чужие тяжёлые истории, рассказывать о своих бедах. Поэтому была уверена, что на собрание придут от силы несколько человек. Каково же было моё удивление, когда аудитория заполнилась полностью, принесли даже дополнительные стулья.

Пришли свыше тридцати участников, большинство – мужчины средних лет. Некоторые, как я потом видела, приехали на хороших машинах. Современно одетые, вежливые. С трудом верится, что почти все они испытали зависимость и прошли различные курсы реабилитации. Тех, где невооружённым глазом видно, что принимают, – единицы. Было и несколько женщин, две совсем молодые. Все с улыбками здоровались, так что становилось понятно – друг друга знают давно.

Вначале ведущий попросил пришедших представиться, поинтересовался, есть ли новички. К ним особое внимание, ведь далеко не каждый способен пересилить себя, признать, что попал в беду. Затем прочитали программу «Двенадцать шагов»: «Мы признали своё бессилие перед своей зависимостью, признали, что наша жизнь стала неуправляемой». «Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения»… Следующий шаг – предлагаются темы для обсуждения. Их записали на доске: «Что мешает выздоравливать?», «Почему меня не понимают?» и ещё три в таком роде. Первым взял слово стройный мужчина (все имена изменены – ред.). «Я – Алексей, наркоман, чист уже три месяца». «Я – Максим, наркоман, чист год»… Группа аплодирует каждому.

После этого присутствующим предложили поделиться своими историями. Один из участников рассказал, что у него сложности с устройством на работу. Что два места уже «сорвалось», и он боится следующего собеседования. Поэтому на собрание пришёл, чтобы «зарядиться» энергией и уверенностью. Второй не скрывал эмоций по поводу племянника. Молодой человек, сын сестры, употребляет наркотики. Пытаются его лечить, но пока ситуация меняется слабо. В семье – ад, стали пропадать вещи, деньги, недавно сестре стало плохо с сердцем. Третий поделился хорошими новостями – его семейная жизнь идёт на лад и ожидается прибавление. В таком же ключе прозвучало ещё несколько коротких исповедей.

   
   

Понимают и принимают

Ни у кого не спрашивают фамилий, просто слушают, поддерживают. Одна из девушек разносит чай, конфеты. В завершение все встают в цепочку, обнимаются и произносят заветные слова о мудрости, вере в исцеление и собственные силы. Многие участники встречи подошли к одному из новичков с просьбой записать их номера телефонов. И предложили обращаться за советом в любое время.

«Такая психотерапия очень важна, – считает председатель совета РОО «Азария» Людмила Анюкевич. – Человек может откровенно, не боясь осуждения или прессинга, рассказать о проблемах своих или близких ему людей. Они чувствуют, что здесь их принимают и понимают, а это уже много. Кроме того, возвращается важность понимания сплочённости перед лицом несчастья, приходит осознание, что надо и чего не надо делать».

Также, по словам Людмилы Станиславовны, одной из главных забот организации являются родители детей, употребляющих наркотики. «Мы пришли к пониманию, что это семейное заболевание, – говорит руководитель. – Уже на первом приёме с нашими консультантами, которые прошли специальную подготовку, можно обсудить сложившуюся ситуацию и составить план дальнейших действий. Если нужно, предоставим контакты юридической и социальной помощи. Ведь когда в семье есть зависимый человек, вокруг него крутится всё ближайшее окружение.

У родителей, особенно матерей, появляются особые черты характера, манера поведения: они потакают, опекают, контролируют. Такое состояние называется созависимостью. Но, помогая родному и близкому, они не должны погибнуть сами. Поэтому тоже должны заниматься самообразованием: приходить на группы и понимать, что собой представляет эта болезнь и как из неё выходить».

Как это произошло?

Вот только несколько реальных историй. «Я узнала, что мой сын употребляет наркотики, когда он был задержан и осуждён, – рассказала Наталья Голубь. – Сначала отнеслась к этой информации с недоверием: не может быть! Ни о какой зависимости не думала и считала, что с моими близкими этого не может произойти никогда. Однако оказалось, что Кирилл «экспериментировал» уже с 12 лет. Из СМИ узнала о существовании «Азарии» и стала волонтёром этой организации. Вникла в специфику заболевания, многому научилась. Несколько раз мой сын проходил курс реабилитации, посещал различные группы. Он работал над собой, я ему помогала, и, к счастью, удалось добиться положительных изменений. В один из таких периодов у него родился сын, сейчас моему внуку уже 14 лет. Не скрою, бывают разные периоды, но вместе мы справляемся. Я рада, что благодаря полученным знаниям, навыкам мне удаётся жить и успешно трудиться, чувствовать себя полноценным человеком».

«То, что дочь попала в беду, я почувствовала сразу, – не скрывала боли Анна (фамилию она попросила не указывать). – Она познакомилась с молодым человеком, стала пропадать по вечерам, а возвращаясь, меня избегала. Через месяц я узнала страшную правду. Наступило отчаяние, безысходность. Стала искать, где могут помочь, и позвонила в том числе в «Азарию». Стала её волонтёром. Так начался мой путь в другую жизнь и путь, надеюсь, к выздоровлению дочери».

Сегодня Анна волонтёр уже десять лет. Ведёт первичный приём, понимая, как необходим её опыт и знания людям, которые, как и она, когда-то пришли за помощью. Дочка тоже одумалась. Вышла замуж, у неё хорошая семья и двое детишек. Так что хотелось, чтобы таких финалов стало больше.

Кстати
За 30 лет работы организации помощь получили около 2 млн человек. Семинары посетили более 40 тысяч участников. За этими цифрами – непростые судьбы.

Мнение эксперта: разобраться в причинах

Клинический психолог, преподаватель Евгений Кокорев:

«Человек так устроен, что ему надо поделиться. Выбросил пар, снял напряжение – и становится легче. Не случайно существует поговорка: «Разделённое счастье – двойное, разделённое горе – полгоря». Для него важно увидеть, что другие тоже были в аналогичной ситуации. К тому же специалисты и волонтёры в «Азарии» помогают посетителям и участникам групп разобраться в причинах произошедшего, корректировать своё поведение, показывают выход из ситуации. Приходят осознанность и понимание, с чем пришлось столкнуться, как преодолеть трудности, а самое главное – попытаться изменить мировоззрение, жизненную позицию.

Конечно, иногда одной терапии бывает мало. У кого сильная форма зависимости – требуются реабилитация, индивидуальное сопровождение. Но многие за время посещения набираются сил и справляются самостоятельно. Так что это реально работает.

С родителями тоже разбираемся в произошедшем. Как правило, это комплексная проблема. Как дети становятся зависимыми? Играет роль окружение, где есть доступность к наркотикам, и особенности натуры, структура личности, когда отсутствуют воля, сопротивление обстоятельствам. Но почему подростку хочется забыться, уйти от реальности? Причины слома часто не лежат на поверхности, поэтому родителям надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить надвигающуюся беду».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.