Отложить нельзя реставрировать. Как в кризис возродить шедевры архитектуры

Культура вместе с другими важными институтами не только «цементирует нацию», но имеет и «терапевтический эффект». Может вылечить общество, поднять дух, что сегодня нам так необходимо. © / Commons.wikimedia.org

Приближается день рождения Петербурга, а значит, снова встает вопрос об историческом наследии. Что будет с реставрацией памятников культуры в столь непростое время? Эту тему авторитетные эксперты обсудили за круглым столом в редакции «АиФ».

   
   

Из разрухи – «дворянское гнездо»

По мнению директора ГМЗ «Гатчина» Василия Панкратова, останавливать реставрацию нельзя:

«Вспомним: еще шла война, а в 1944-м уже начались работы по возрождению Петергофа, Пушкина, Павловска, Гатчины. Это было важно для народного сознания. В наши дни история повторяется. Как можно оставить в небрежении то, что так необходимо и конкретному человеку, и всему нашему обществу? Другое дело, какие механизмы при этом задействуются. Не секрет, что сегодня инвестор, который хочет из заброшенной усадьбы сделать «дворянское гнездо», встречается с серьезными бюрократическими преградами. Сейчас, когда кризис меняет нашу жизнь, появился шанс пересмотреть эти правила».

«Продолжать работы по восстановлению памятников, храмов нужно независимо ни от каких пандемий, - уверен председатель совета директоров холдинга «РСТИ» (Росстройинвест) Федор Туркин. - Однако во многих странах компании, участвующие в таких проектах, имеют ряд льгот, в том числе налоговых. Также в мире накоплен богатый опыт государственно-частного партнерства, где государство – заказчик, бизнес – исполнитель, а граждане – конечные получатели услуг. Нам тоже надо изучать и внедрять эту практику».

«Без культуры, прошлого нет будущего, поэтому памятники нужно возрождать во все времена, – солидарен глава корпорации «Термекс», меценат, соучредитель благотворительных фондов Валерий Гаврилюк. – В новой истории нашей страны мы переживаем уже пятый кризис. Но сейчас произошли глобальные потрясения, для многих речь идет о выживании. Любая реставрация – это большие траты, которые почти никогда не окупаются, поэтому возникает вопрос: на каких условиях? Очевидно, в центре и на местах нужно подготовить такие решения, которые помогут привлечь как бюджетные, так и частные средства и тем самым возродить забытые шедевры».

Трудный выбор

Аналогичного мнения придерживаются и в Фонде содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.

«Останавливать работы по реставрации и восстановлению ни в коем случае нельзя, история знает примеры, когда они не прекращались и в более сложные времена, – говорит представитель Фонда Филипп Грибанов. – В ином случае мы рискуем больше никогда не увидеть многие важные для города памятники. Более того, гордость за наше историческое наследие – будь то военные победы или шедевры архитектуры – это то, что всегда объединяло и поддерживало людей. У нас продолжаются работы по подготовке обоснования воссоздания колокольни Смольного монастыря и Борисоглебской церкви на Синопской набережной. Также мы готовим проекты по восстановлению и реставрации важных для Петербурга объектов».  
   
   

Участники круглого стола сошлись во мнении, что, перефразируя известную поговорку, – «отложить нельзя реставрировать». Но сегодня никто не знает, где поставить запятую.

«С одной стороны, поддержка исторических объектов – задача стратегическая, – уверен генеральный директор СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров. – Мы обязаны сохранить их для потомков в целости и сохранности. С другой, государство и инвесторы поставлены в такие условия, что вынуждены выбирать между социальными и культурными проектами. Это сложно, так как ситуация быстро меняется. Мне думается, что в условиях такой нестабильности нужно все-таки сделать акцент на социальных проблемах жителей».

«Будем реалистами: реставрация памятников, зданий замедлится, – считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Для восстановительных работ нужен не только опыт, но и финансовая сила, а из-за экономических потрясений число меценатов сократится. Уменьшатся и государственные вложения».

Однако, по мнению Пиотровского, интересы искусства на второй план не отойдут. Наоборот, у людей появится еще бóльшая потребность увидеть подлинные работы мастеров. Ведь культура вместе с другими важными институтами не только «цементирует нацию», но имеет и «терапевтический эффект». Может вылечить общество, поднять дух, что сегодня нам так необходимо.