Сейчас Санкт-Петербург уже невозможно представить без Мариинского дворца или дворца Белосельских-Белозерских, которые создал Андрей Иванович Штакеншнейдер, знаменитый русский архитектор.
Он появился на свет в Гатчинском уезде 6 марта 1802 года. Отец будущего зодчего, заметив, что мальчик хорошо рисует, в 13 лет отдал его в Императорскую академию художеств. Впрочем, особых талантов во время учебы Андрей Иванович не показал.
То, что молодой человек имеет незаурядные способности, заметил уже в 1825 году легендарный Огюст Монферран, когда привлек Штакеншнейдера к работе архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора.
Именно по рекомендации Монферрана молодому зодчему поручили перестроить усадьбу графа Бенкендорфа под Ревелем (сегодняшний Таллин).
По сути это была первая самостоятельная работа Андрея Ивановича, которой заказчик остался очень доволен. А Штакеншнейдера даже представили императору. И уже после этого архитектора стали привлекать к дворцовому строительству.
SPB.AIF.RU вспоминает пять самых знаменитых его творений.
Мариинский дворец
Сегодня в этом величественном здании в стиле неоклассицизм, являющимся важной частью Исаакиевской площади, заседают депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
А в XVIII веке на этом месте находился дворец графа Ивана Чернышева. Новое здание, которое закончили строить в 1844 году, предназначалось в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая I - великой княжны Марии Николаевны в честь ее венчания с герцогом Лейхтенбергским. Дворец стал официальной резиденцией этой фамилии.
Позже здесь размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров, а после февральской революции 1917 года – Временное правительство России. Известно здание и тем, что в апреле 1902 года в вестибюле террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.
Есть также легенда, что Николай II хотел подарить Мариинский дворец своей фаворитке, балерине Матильде Ксешинской. Однако знаменитая танцовщица отказалось от щедрого дара. Ей не нравилось, что скульптура Николая I, расположенная перед зданием, повернута спиной к его фасаду.
Николаевский дворец
Расположен на площади Труда (ранее – Благовещенской), а построен был по распоряжению императора Николая I, который хотел возвести парадную резиденцию для своего третьего сына Николая. Дворец решили строить именно здесь, на месте двухэтажных деревянных казарм для моряков, рядом с открытым недавно первым постоянным мостом через Неву.
Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года, а сдан в декабре 1861-го. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны. Сюда из Зимнего дворца переехал Великий князь Николай Николаевич с супругой Александрой Петровной. При дворце имелись манеж и церковь, освящённая во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
После смерти владельца в 1894 году во дворце разместился женский институт Ксении Александровны. В советское время здание перешло в распоряжение профсоюзов, которые переименовали его во «Дворец Труда». Сегодня его арендуют различные частные компании.
Ново-Михайловский дворец
Его построили в 1857-1862 годах специально для великого князя Михаила Николаевича - сына императора Николая I. Событие приурочили к женитьбе князя на баденской принцессе Цецилии Августе. Здание расположено в самом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной, 18.
Поскольку в городе уже существовал Михайловский дворец, новое строение решили наречь Ново-Михайловским. Применяемые в сооружении дворца технологии были уникальны для России тех лет - при возведении использовались металлические стропила и балки. Кроме того, резиденцию оборудовали водопроводом, что также было в диковинку.
Однако прожил здесь князь недолго – уже в декабре 1862 года император сделал Михаила Николаевича наместником на Кавказе. Великий князь с семьёй был вынужден уехать из столицы, а в Петербург вернулся лишь в 1881 году.
Позже в здании располагались музей, Коммунистическая академия и, наконец, Институт восточных рукописей РАН. Ряд учреждений Академии наук работают в Ново-Михайловском по сей день.
Дворец Белосельских-Белозерских
Узнаваемое здание на Невском проспекте, 41, выполненное в стиле «русское необарокко». Штакеншнейдер перестроил трехэтажный дворец архитектора Демерцова, придав ему современный вид. Это произошло в 1847-1848 гг.
Он восхитил современников. О здании писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Кстати, дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенном на Невском проспекте в XIX веке.
В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II - великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, который впоследствии «прославился», как соучастник убийства Григория Распутина.
После революции здесь находились общественные организации, позже - Петербургский культурный центр, Музей восковых фигур и т.д. C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ.
Царицын и Ольгин павильоны в Петергофе
Оба находятся на разных островах Ольгина пруда в Колонистском парке Петергофа. Острова так и называются – Царицын и Ольгин.
Царицын павильон построен в 1842-1844 годах для императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I, в модном «помпейском» стиле. Он напоминает облик древнеримских домов, найденных около Неаполя при раскопках погребенного под слоем вулканического пепла античного города Помпеи. Павильон был окружён цветущим садом с фонтанами, статуями и мраморными скамьями. Почти всю вторую часть XX века здание стояло пустое и находилось в ужасном состоянии. Только в 2005 году его отреставрировали и открыли для посетителей.
Ольгин павильон построили позже, в 1846-1848 годах, для дочери императора Николая I великой княгини Ольги Николаевны. Здание также похоже на домик из Неаполя.
После революции Ольгин остров был запущен, в годы Второй мировой войны Ольгин павильон сгорел. Его реставрацию начали только в 2000-х. В 2005 году в здании был открыт музей.