«Земля спасённого детства». Эвакуированных ленинградцев приняли, как своих

Вернуться домой смогли не все. © / public domain

Так называется выставка, которая сейчас развёрнута в государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Это совместный проект музея и Центрального государственного архива Кировской области. Языком документов и архивных фотографий рассказывается о помощи ленинградским детям, эвакуированным в Кировскую область. О сплочённости жителей вятской земли и прибывших педагогов, врачей и воспитателей.    
   

В 1941–1943 годы в Кировскую область приехали около 30 тысяч маленьких ленинградцев. Каждому третьему из них на тот момент было меньше трёх лет. Воспитанников детских домов сначала везли через линию фронта, а потом распределяли по городам и сёлам. Здесь их приняли, как своих. Ребят обеспечивали кровом, питанием, определяли в школы и даже на внеклассные занятия. Поражает, с какой точностью педагоги в то время старались составлять учётные записи на каждого ребёнка. Сами пытались искать родственников, потому что многие дети не умели толком даже говорить.

Это при том, что объективно область была не готова к такому количеству приехавших детей, а небольшие резервы и возможности местных колхозов вскоре исчерпались. В регионе не хватало топлива, электричества, нередко операции в госпиталях проводились при свете керосиновых фонарей. А хлеб не всегда можно было приобрести даже по карточкам.

Шестилетнюю Лилю Земскую вместе с воспитанниками 33-го ленинградского детсада на поезде привезли на кировский вокзал летом 1942 года.

«Я была девочка-дистрофик, ручки, ножки – как ниточки... Месяц добирались до Кирова, – вспоминает она. – Не помнила, как зовут отца, маму. Сразу с поезда нас погрузили на подводы и повезли в Слободской. Там повели в прачечную. Всех детей помыли, побрили наголо, а одежду сожгли в печи. Были мы, как птенцы с одного гнезда, – одинаковые: все дохлые, гладко подстриженные».

Тем не менее, власти области проблемы эвакуированных ленинградцев старались решить в первую очередь. Над ними взяли шефство колхозы и заводы, а при детдомах были созданы подсобные хозяйства. Предприятия шили обувь и одежду, выпускали оборудование и посуду для детских учреждений.

   
   

«Местной промышленностью в 1942 году изготовлено для детей 14000 пар кожаной обуви и 10000 пар валенок. Через потребкооперацию продано на 1,5 млн рублей промтоваров, расширена в 2,5 раза площадь подсобных хозяйств интернатов». Это строчки из отчёта отдела агитации и пропаганды обкома партии в ЦК ВКП(б).

«На выставке представлены уникальные архивные документы, большинство показаны в Петербурге впервые, – говорит куратор проекта специалист научно-просветительского отдела музея Денис Мастридеев. – Они дают возможность узнать, как был налажен быт школьников и детсадовцев в эвакуации, как их кормили и лечили, чем они занимались в свободное время».

Отдельная история – возвращение в 1944-м детей домой, после полного освобождения города от блокады. Сначала возвращали тех, у кого родители вернулись с фронта. Потом подростков, успевших получить рабочие профессии. Их навыки требовались для восстановления города. А вот сироты, около тысячи человек, так и остались в детских домах вятского края. Среди них и Лилия Земская. Её судьба легла в основу фильма «Спасённое детство». Для неё, как и для сотен других оставшихся без родителей маленьких ленинградцев, Кировская область стала второй малой родиной. Выставка открыта до 10 июня.