От кучера до брандмайора
212 лет назад, 11 декабря 1802 года, император Александр I подписал указ о создании в Санкт-Петербурге постоянной пожарной команды. До этого времени, согласно историческим источникам, в тушении пожаров принимали участие непосредственно сами горожане, сбегаясь на площадь на звон колоколов и прихватив из дома необходимый инвентарь. Однако, эффективность и безопасность такой «народной» работы не всегда была на высоте.
Первая пожарная команда была сформирована из 786 солдат внутренней стражи, которая состояла из 11 частей и была рассредоточена по разным районам Петербурга – это позволяло молниеносно выезжать на место происшествия и быстрее тушить очаг возгорания. Спустя 9 лет, в 1811 году, была создана ещё одна, двенадцатая часть.
В состав пожарной команды в те годы входил брандмайор, брандмейстеры, помощники унтер-офицерского звания, свыше пятисот пожарных, мастера по насосам, слесари, кузнецы, трубочисты и кучера.
Каланча — новая городская достопримечательность
Именно в те годы в центре Петербурга стали строить пожарные каланчи, откуда дозорные веди наблюдение за городом и подавали сигналы, замечая вьющийся дым над фасадами и крышами домов. Некоторые здания сохранились в городе и по сей день. Их можно увидеть на Садовой улице и улице Чайковского, на Петроградской стороне и Васильевском острове. Одна из доминант Невского проспекта, башня Городской Думы, также в 1830-1920-х годах служила пожарной каланчой.
Впрочем, к 1858 году тяготы дозорной службы были облегчены применением телеграфа, по которому передавали сведения о бушующем пожаре. Также к тому времени в команду стали набирать «вольных» людей, то есть не обязательно из среды военных. К началу нового века столичная пожарная команда считалась одной из лучших в Европе.
Одежда пожарных
В последнее десятилетие XIX века была введена новая форма одежды для пожарных, которая разительно отличается от современного теплоотражательного костюма. Начальник пожарной команды — брандмейстер, носил золочёную бронзовую каску, украшенную армейским гербом, двубортный полукафтан болотного цвета с серебряным шитьём, сапоги под колено, поясную портупею и шпагу. Рядовой пожарный, не обладающий такой степенью близости к брандмайору и высшим военным чинам, носил также бронзовую каску, но уже без изображения герба, полукафтан мышиного цвета, голубые погоны, шаровары, сапоги и поясную портупею, куда вкладывался небольшой топорик.
Объекты девичьих грёз
К слову, создание специальной команды для борьбы с огнём вызвало в обществе большое оживление. Во-первых, горожане были рады тому, что их больше не будут созывать на площадь и, выдав вёдра, толкать навстречу стихии, во-вторых, пожарная команда выглядела так браво и так мужественно, что незамужние девицы вмиг теряли голову, а мужское население почитало за честь быть пожарным.
В подтверждении этого можно привести записку петербуржца Засосова: «Пожарные являлись гордостью городской управы и населения. Отличные лошади определённой масти для каждой части, экипажи ярко-красного цвета... пожарные в сияющих касках. Все это поражало обывателя, тянуло его за обозом на место пожара, посмотреть, как будут побеждать огонь эти скромные герои».
В 1892 году в доме Технического общества была открыта первая выставка пожарного дела, начал издаваться журнал «Пожарный», который был призван сделать пожарное дело популярным и актуальным и заострить внимание властей на проблемах безопасности жизни горожан. Впрочем, последнее было скорее проформой, чем необходимостью: петербуржцы и члены царской фамилии ещё долго не могли забыть пожар 1837 года, когда неисправность дымохода в здании Зимнего дворца повлекла за собой пожар, не пощадивший большую часть роскошных интерьеров. В тушении того пламени принимал непосредственное участие сам император, руководивший спасением обстановки дворца.
Техническая сторона вопроса
Первые пожарные автомобили, обслуживающие команду, появились в 1904 году, их производили на заводе «Фрезе и К°». Машина развивала скорость до 25 вёрст (26.67 километра) в час и могла перевезти за один раз восемь пожарных и оборудование. Массовое производство автомобилей было налажено только в 1926 году. Тогда на ленинградском заводе «Промет» стали выпускать автомобили АМО-Ф-15. В этом же году в столице был впервые опробован огнетушитель «Эврика» инженера Лорана. Огнетушители пользовались спросом, и два года спустя в петербургской прессе писали: «успех пенного огнетушителя превосходит, по крайней мере, в 10 раз способы тушения водой. Этим аппаратом снабжены все пожарные части Петербурга, не говоря о казённых и частных заводах, правительственных учреждениях, театрах, железных дорогах...». Впрочем, невзирая на популярность и нужность огнетушителя, промышленное производство так и не было налажено. Зато к 1913 году пошло в печать первое учебное пособие «Пожарная тактика» от брандмейстера Требезова, где он описывал известные в то время пожары и методы их ликвидации.
Система государственной противопожарной службы совершенствовалась с каждым годом. Одну из ключевых ролей в деле становления пожарной охраны сыграл Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», изданный в 1918 году, в котором защита народного достояния от пожаров была поставлена на уровень важнейших государственных задач.
Не случайно до 1999 года профессиональный праздник российские пожарные отмечали именно 17 апреля. После «День пожарной охраны России» был перенесен на 30 апреля.
Смотрите также:
- Сухопутный адмирал. Как Апраксин вошел в историю с «потешными полками» →
- Любвеобильный «философ». Чем запомнилось правление Екатерины II →
- В Стрельне открылся мемориал князю - борцу с пожарами →