Элитная часть. Как работали императорские пожарные в Петербурге

От кучера до брандмайора

212 лет назад, 11 декабря 1802 года, император Александр I подписал указ о создании в Санкт-Петербурге постоянной пожарной команды. До этого времени, согласно историческим источникам, в тушении пожаров принимали участие непосредственно сами горожане, сбегаясь на площадь на звон колоколов и прихватив из дома необходимый инвентарь. Однако, эффективность и безопасность такой «народной» работы не всегда была на высоте.

   
   

Первая пожарная команда была сформирована из 786 солдат внутренней стражи, которая состояла из 11 частей и была рассредоточена по разным районам Петербурга – это позволяло молниеносно выезжать на место происшествия и быстрее тушить очаг возгорания. Спустя 9 лет, в 1811 году, была создана ещё одна, двенадцатая часть.

В состав пожарной команды в те годы входил брандмайор, брандмейстеры, помощники унтер-офицерского звания, свыше пятисот пожарных, мастера по насосам, слесари, кузнецы, трубочисты и кучера.

В состав пожарной команды в те годы входил как сами пожарные, так и кучеры и трубочисты.  Фото: Научная библиотека Иркутского государственного университета

Каланча — новая городская достопримечательность

Именно в те годы в центре Петербурга стали строить пожарные каланчи, откуда дозорные веди наблюдение за городом и подавали сигналы, замечая вьющийся дым над фасадами и крышами домов. Некоторые здания сохранились в городе и по сей день. Их можно увидеть на Садовой улице и улице Чайковского, на Петроградской стороне и Васильевском острове. Одна из доминант Невского проспекта, башня Городской Думы, также в 1830-1920-х годах служила пожарной каланчой.

Впрочем, к 1858 году тяготы дозорной службы были облегчены применением телеграфа, по которому передавали сведения о бушующем пожаре. Также к тому времени в команду стали набирать «вольных» людей, то есть не обязательно из среды военных. К началу нового века столичная пожарная команда считалась одной из лучших в Европе.

Одежда пожарных

В последнее десятилетие XIX века была введена новая форма одежды для пожарных, которая разительно отличается от современного теплоотражательного костюма. Начальник пожарной команды — брандмейстер, носил золочёную бронзовую каску, украшенную армейским гербом, двубортный полукафтан болотного цвета с серебряным шитьём, сапоги под колено, поясную портупею и шпагу. Рядовой пожарный, не обладающий такой степенью близости к брандмайору и высшим военным чинам, носил также бронзовую каску, но уже без изображения герба, полукафтан мышиного цвета, голубые погоны, шаровары, сапоги и поясную портупею, куда вкладывался небольшой топорик.

   
   
Брандмейстер, носил золочёную бронзовую каску, украшенную армейским гербом. Фото: Архивное фото

Объекты девичьих грёз

К слову, создание специальной команды для борьбы с огнём вызвало в обществе большое оживление. Во-первых, горожане были рады тому, что их больше не будут созывать на площадь и, выдав вёдра, толкать навстречу стихии, во-вторых, пожарная команда выглядела так браво и так мужественно, что незамужние девицы вмиг теряли голову, а мужское население почитало за честь быть пожарным.

В подтверждении этого можно привести записку петербуржца Засосова: «Пожарные являлись гордостью городской управы и населения. Отличные лошади определённой масти для каждой части, экипажи ярко-красного цвета... пожарные в сияющих касках. Все это поражало обывателя, тянуло его за обозом на место пожара, посмотреть, как будут побеждать огонь эти скромные герои».

Пожарные в XIX веке были объектами девичьих грёз. Фото: Архивное фото

В 1892 году в доме Технического общества была открыта первая выставка пожарного дела, начал издаваться журнал «Пожарный», который был призван сделать пожарное дело популярным и актуальным и заострить внимание властей на проблемах безопасности жизни горожан. Впрочем, последнее было скорее проформой, чем необходимостью: петербуржцы и члены царской фамилии ещё долго не могли забыть пожар 1837 года, когда неисправность дымохода в здании Зимнего дворца повлекла за собой пожар, не пощадивший большую часть роскошных интерьеров. В тушении того пламени принимал непосредственное участие сам император, руководивший спасением обстановки дворца. 

Техническая сторона вопроса

Первые пожарные автомобили, обслуживающие команду, появились в 1904 году, их производили на заводе «Фрезе и К°». Машина развивала скорость до 25 вёрст (26.67 километра) в час и могла перевезти за один раз восемь пожарных и оборудование. Массовое производство автомобилей было налажено только в 1926 году. Тогда на ленинградском заводе «Промет» стали выпускать автомобили АМО-Ф-15. В этом же году в столице был впервые опробован огнетушитель «Эврика» инженера Лорана. Огнетушители пользовались спросом, и два года спустя в петербургской прессе писали: «успех пенного огнетушителя превосходит, по крайней мере, в 10 раз способы тушения водой. Этим аппаратом снабжены все пожарные части Петербурга, не говоря о казённых и частных заводах, правительственных учреждениях, театрах, железных дорогах...». Впрочем, невзирая на популярность и нужность огнетушителя, промышленное производство так и не было налажено. Зато к 1913 году пошло в печать первое учебное пособие «Пожарная тактика» от брандмейстера Требезова, где он описывал известные в то время пожары и методы их ликвидации.

Система государственной противопожарной службы совершенствовалась с каждым годом. Одну из ключевых ролей в деле становления пожарной охраны сыграл Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», изданный в 1918 году, в котором защита народного достояния от пожаров была поставлена на уровень важнейших государственных задач.

Фото Карла Буллы, 1914 года Фото: ГУ МЧС по Санкт-Петербургу

Не случайно до 1999 года профессиональный праздник российские пожарные отмечали именно 17 апреля. После «День пожарной охраны России» был перенесен на 30 апреля.

Смотрите также: