Теолог Владислав Бачинин: «Человеческая душа - легко портящийся материал»

Петербург называют культурной столицей. Но судя по сводкам новостей - уровень агрессии у нас зашкаливает. О том, что происходит с обществом в городе на Неве - рассуждает Владислав Бачинин, профессор, доктор социологических наук, культуролог и теолог.  

   
   

Книги не спасли

Владислав Бачинин: - Утверждения, настаивающие на особой, повышенной интеллигентности ленинградцев-петербуржцев – советский миф. Город, ставший в ХХ веке «колыбелью» революции, не мог стать островком нравственности и благородства. Да и сейчас у нас не работают те социальные, цивилизационные механизмы, которые могли бы поддерживать культуру и нравственность личности на должном уровне. Мы въехали в состояние, которое социологи называют аномией, то есть в обстановку беззакония, вседозволенности и непредсказуемости. Внутри неё наиболее комфортно чувствуют тёмные силы, которым законы, мораль, культура всегда мешали преследовать свои преступные цели.

Человек – существо в духовном отношении очень несовершенное. Данную ему свободу он употребляет большей частью во зло другим и себе. Тот, кто не желает следовать божьим заповедям, непременно оказывается в плену у сил тьмы. Это всё хорошо показал Достоевский в своём романе «Бесы».

На эти темы защищено немало диссертаций. Обычно их авторы избегают слов «дьявол», «демоны», «бесы». На протяжении последних 400-500 лет из словаря образованных людей вообще исчезали богословские слова. Их сменили материалистические понятия. Но, кажется, что общество устало от безверия и атеистическая мысль забрела в тупик.

Сегодня происходит так называемый теологический поворот. Гуманитарии, которые раньше морщились при слове «Бог», начали покупать книги по теологии, украшать свои тексты цитатами из Библии. Они обнаружили, что в трудах теологов прошлого и настоящего содержится много весьма резонных замечаний.

SPB.AIF.RU: - Может ли литература спасти людей от «зла»?

Увы, замечательная русская литература не спасла русский народ от безверия, нравственного падения, от ожесточения и ксенофобии.
   
   

В.Б.: - Увы, замечательная русская литература не спасла русский народ от безверия, нравственного падения, от ожесточения и ксенофобии. И Библия не поможет, если читать её глазами атеиста. Она начинает помогать только при одном условии – когда её воспринимают как Слово Божье, переданное пророками и евангелистами. Противостоять агрессии можно и на государственном уровне, если государство здорово. Но когда властная конструкция сама разъедена ложью и беззаконием, то помочь она никому не сможет.

Тёмные искушения

На пепелище уже не произрастают такие яркие цветы, такие тонкие натуры, как «русские мальчики» Достоевского. Лишь их противоположности - всевозможные человекоподобные поганки.

SPB.AIF.RU: - Когда-то Достоевский писал о русских мальчиках с беспокойным, ищущим умом, которым «миллиона не надо, а надобно мысль разрешить». А нынешняя молодёжь предпочитает потреблять, а не думать…

- Мы пожинаем мрачные плоды той духовной бескормицы, в которой наш народ пребывал целое столетие. Здание русской духовности, которое когда-то в прошлом воздвиглось лучшими людьми России, на наших глазах стало оседать, разваливаться, превращаться в пепел, прах, пыль, мусор. А на пепелище уже не произрастают такие яркие цветы, такие тонкие натуры, как «русские мальчики» Достоевского. Лишь их противоположности - всевозможные человекоподобные поганки.

SPB.AIF.RU: - Часто говорят, пошёл человек в бизнес или политику и испортился. Почему эти сферы пробуждают в людях всё самое худшее?

Человеческая душа - это, вообще, легко портящийся материал. Её везде подстерегают тёмные искушения.

- Испортиться можно где угодно - на заводе, в театре, университете, семье, школе, даже в церкви, если там нездоровая атмосфера. Человеческая душа - это, вообще, легко портящийся материал. Её везде подстерегают тёмные искушения. Чтоб пребывать в здоровом состоянии, ей нужна защита со стороны сильного, здорового, всегда бодрствующего духа. А если внутри человека нет жизни духа, а есть лишь одна душевность, то он беззащитен и перед внешним злом, и тем, которое живёт в глубинах его существа, его природы.

SPB.AIF.RU: - Большинство людей считают, что Бог – это дедушка, сидящий на облаке. Достаточно ли этого образа для веры?

- Только тот, кто знаком с Библией, знает, что Бог – это незримый дух. В Евангелии от Иоанна чёрным по белому написано: «Бога не видел никто никогда». Религиозное невежество нашего народа зашкаливает. И это не удивительно. Библию от него церковь фактически прятала много веков. Только в середине XIX века у нас в стране появился общедоступный перевод Библии на современный русский язык. Но в ХХ веке государство отняло её у народа. Характерно, что в католичестве и православии церковники до сих пор не слишком охотно подталкивают прихожан к чтению Библии. В этом их отличие от протестантов, для которых Библия – главная настольная книга с детства и на протяжении всей жизни.

Декоративная вера

Боюсь, что нашему народу, в нашей стране уже поздно пить боржоми. Там, где нет истинного покаяния в содеянном, не может быть и истинного духовного возрождения.

SPB.AIF.RU: - Сегодня много рассуждают о возрождении православие и национальной идеи. Станет ли это спасением России?

- Никто никогда нигде не мог поднять свою духовность собственными силами, будь то индивид или государство. Любые такие попытки – блефы, фикции, имитации, оборачивавшиеся неизбежными соскальзываниями на прежние позиции. XXI век может помочь человеку только тем, что подтолкнёт его к скорейшему расставанию с атеистическими предрассудками. Ведь в трудах таких корифеев, как, например, Зигмунд Фрейд, на 5% правды приходится 95% самообмана. Бесчисленное множество людей во всём мире оставили свидетельства о том, как Библия перепахала им всю душу, сделав другим человеком. Но боюсь, что нашему народу, в нашей стране уже поздно пить боржоми. Там, где нет истинного покаяния в содеянном, не может быть и истинного духовного возрождения.

Появление спасительной национальной идеи – так же выглядит совершенно безнадёжно. В ней сконцентрированы замыслы, надежды, планы, смысл жизни, идеалы. Но, чтобы всё это было, надо самому быть молодым и одухотворённым. Увы, наша нация далеко не молода. Она практически полностью выработала весь свой исторический и духовный ресурс. Её одолевают тяжелейшие духовные, социальные недуги, и уже не до возвышенных мечтаний.

Смотрите также: