Сегодня на углу Тамбовской и Прилукской находится Дом культуры железнодорожников. Здание красного кирпича привлекает внимание своей нехарактерной для петербургских окраин нарядностью, а еще – маленькой башенкой обсерватории, выступающей из крыши. История этого дома связана с именем удивительной женщины – графини Софьи Владимировны Паниной. Он был построен и торжественно открыт 20 апреля 1903 года для одной-единственной цели – помощи нуждающимся. Этот народный центр поддержки и просвещения силами графини просуществовал более двух десятков лет, воспитав много талантливых людей.
SPB.AIF.RU вспоминает, как скромная школьная столовая превратилась в народный образовательный центр.
Свободомыслящая аристократка
В начале XX века идеи равенства, свободы и справедливости нередко увлекали не только рабочих и крестьян, которым мало что было терять, но и представителей почтенных семейств. В дворянских домах то и дело юные дочери сбегали искать славы революционерок и строить жизнь по новым социальным законам.
Такая история произошла и в семье графов Паниных, близких к императорскому двору. Вдова известного своими либеральными взглядами Владимира Панина вышла замуж за земского деятеля и будущего лидера партии кадетов Ивана Петрункевича. Чтобы оградить осиротевшую маленькую Софью от тлетворного влияния вольнодумства ее матери и отчима, ее бабушка добилась личного приказа Александра III о том, чтобы ребенка отдали ей на воспитание. Чтобы привить девочке правильные взгляды, бабушка записала ее в Екатерининский институт.
В 19 лет Софья, самая завидная и богатая невеста России, вышла замуж за сына государственного секретаря Половцева. Посаженным отцом на свадьбе был император Александр III. Казалось бы, впереди ее ждала благопристойная мирная жизнь. Но, похоже, гены взяли свое, и вскоре графиня Панина развелась с мужем, вернув девичью фамилию и титул.
Оставшись одна, она увлеклась миром политики и идей социальной справедливости. Вслед за отчимом и матерью Софья Владимировна стала членом ЦК партии кадетов. Поворотный момент в ее жизни произошел в 1890 году, когда она познакомилась с Александрой Васильевной Пешехоновой, учительницей скромной районной школы Петербурга. Отсюда берет начало история «народного дома».
Столовая с читальней
Софья Владимировна с юности была известна в городе как активная участница благотворительной работы, поэтому Пешехонова отважилась обратиться к ней с просьбой помочь устроить бесплатную столовую для нуждающихся учеников начальных городских училищ Александро-Невской части.
Графиня Панина идею поддержала. Начали с малого – устроили на углу Обводного канала и Лиговского проспекта столовую на две смены по 25 детей. Позже при ней начали проходить внеклассные чтения, завелась библиотека, открылись вечерние классы для взрослых. За Обводным каналом появился целый, как бы сейчас сказали, «образовательный кластер»: для малышей открыли детский сад, для подростков – классы ремесла и рукоделия, для взрослых – залы с газетами, журналами, шахматами и шашками. Для рабочей окраины такой клуб был в новинку, и его возможностями петербуржцы активно пользовались.
Вскоре стало ясно, что проект давно вырос из тех рамок, в которых изначально задумывался. Несмотря на то, что в течение десяти лет он практически полностью содержался на средства графини Паниной, она выразила готовность спонсировать строительство отдельного дома для благотворительных целей.
Лекции Вернадского
Проект поручили известному архитектору Юлию Бенуа. К весне 1903 года он построил на углу Тамбовской и Прилукской улиц кирпичное здание в стиле модерн, отвечающее всем потребностям благотворительного проекта Паниной: здесь на первом этаже были устроены столовая, гимнастический зал и детская читальня, а в верхнем этаже - театральный зал. В столовой помещались уже не 25, а несколько сотен человек. Посреди этого большого светлого зала стоял водогрейный куб, заменяющий самовар.
В гимнастическом зале проводились занятия спортом по методу Лесгафта, руководила которыми учительница из Общества физического развития. В детской читальне шкафы были уставлены тщательно подобранными художественными и образовательными трудами, в углу для развлечения стояли стереоскопы. Здесь был даже настоящий орган! Иногда здесь проходили концерты и музыкальные вечера.
Остальную часть первого этажа занимали аудитории вечерних классов Императорского Технического общества для преподавания черчения, рисования, геометрии и бесплатная народная библиотека. На втором этаже находился театральный зал. Он мог вместить около тысячи зрителей – 600 внизу и до 400 на хорах. В полуподвале действовали мастерские для обучения слесарному и столярному делу. Гордостью дома была, конечно, первая в стране общественная обсерватория, где преподавали ученые-астрономы. Здесь можно было услышать лекции самого Вернадского. Выступали перед слушателями Графтио, Лесгафт, Карпинский.
Сама Софья Владимировна писала в своих воспоминаниях в 1948 году: «По вечерам дом гудел, как улей. Учеников собиралось до 1000 человек, и не было такого закоулка, в котором не занималась бы какая-нибудь группа… Так, к группе обслуживавшихся нами детей-школьников мы могли теперь присоединить их младших и старших братьев и сестер. Народный дом сразу же открыл свои двери для детей дошкольного возраста… Дети-школьники стали приходить к нам теперь не только обедать, но и проводить свое послешколькное свободное время. Для них устраивались занятия, игры, лекции… Занялись мы и самой старшей группой детей послешколькного возраста. Группа эта была в поистине трагическом положении. Городскую трехлетнюю школу дети обыкновенно кончали к 11 годам. Между тем, на основании закона, охранявшего труд малолетних, мальчик не мог быть раньше 14 лет принят на завод или фабрику. Он поэтому оставался безо всякого призора, под растлевающим влиянием улицы. Или поступал в частную ремесленную мастерскую, где в течение трех лет служил у хозяина на побегушках, ничему не учился, получал скудную пищу и обильные колотушки и проходил ту безобразную и жестокую школу жизни, которую так часто описывали наши писатели. Народный дом должен был откликнуться на эту нужду…»
Неудивительно, что дети и подростки рабочих окраин так стремились сюда. В доме был даже открыт «общедоступный театр» под руководством Гайдебурова, в котором выросли такие звезды, как А. Брянцев, А. Таиров. С 1905 года он стал совершать летние поездки по стране как Передвижной театр, и получил известность по всей России. На Брюссельской международной выставке 1910 года Народному дому была присуждена премия за пропаганду достижений науки, техники и искусства. Вскоре подобные дома появились в Воронежской губернии, в Московской губернии, в Крыму.
Война и эмиграция
Когда началась Первая мировая война, большая часть Народного дома была передана городской управе под лазарет. В оставшейся части продолжалась обычная работа, к которой прибавилась деятельность по распределению помощи неимущим семьям мобилизованных.
В 1917 году Софья Владимировна была назначена Временным правительством товарищем министра государственного призрения, а позже товарищем министра народного просвещения. После большевистского переворота графиня Панина с согласия старших сотрудников министерства велела изъять все наличные деньги из кассы и внести их в банк на имя Учредительного собрания. Когда министерство было захвачено большевиками, ее арестовали за «расхищение и растрату народного достояния». Во время трибунала рабочие отстояли свободу столько сделавшей для них графини, и ее отпустили.
Эмигрировав, Панина жила в Чехословакии, работала в Русском зарубежном архиве. Позже в США помогала собирать гуманитарную помощь советским военнопленным, погибавшим в немецких лагерях. Умерла графиня Панина в 1956 году, в возрасте 75 лет. Главное ее творение – Народный дом – просуществовало 20 лет, пока в 1926 года не было передано Центральному клубу железнодорожников, в чьем ведомстве оно сейчас и находится.
Смотрите также:
- Под опекой принца. Как Петр Ольденбургский продвигал образование и медицину →
- Народная графиня. Почему Софья Панина раздала все деньги простым людям →
- Петя Великий. Как проходило детство будущего российского императора →