Череп расскажет всё. Как выглядели «подлинный» Суворов и Миклухо-Маклай

Мария Соколова / АиФ-Петербург

В мемориальном музее Суворова состоялась презентация портрета великого российского полководца. Казалось бы, облик Александра Васильевича хорошо известен, ведь существует немало его прижизненных изображений. Но дело в том, что везде Суворов – абсолютно разный. Даже профиль генералиссимуса на ордене Суворова принадлежит актёру Черкасову в гриме Александра Васильевича из фильма «Суворов» 1940 года.

   
   

В нашем восприятии сложился стереотип облика полководца: востренький нос, узкий подбородок, щуплая фигура. 

Мужественное лицо

–Чтобы понять, как же на самом деле выглядел военачальник, мы изучили его посмертную маску, хранящуюся в мемориальной музее, – рассказала Елизавета Веселовская, старший научный сотрудник Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. – Это уникальный случай в нашей практике, потому что обычно для реконструкции используем черепа. 

К тому же неизвестно, маска была снята сразу после смерти или по истечении некоторого времени, а ведь мягкие ткани изменяют свою форму.

При этом мы поставили задачу восстановить не облик больного старика – Александр Васильевич умер в 69 лет после тяжёлой болезни, а внешность человека на пике зрелости и славы.

К маске применили те же математические расчёты, что и к черепам, то есть работали по всемирно-известному «методу Герасимова». Хочу напомнить, что благодаря Михаилу Михайловичу Герасимову стало известно, как выглядели Иван Грозный, Тамерлан, Ярослав Мудрый – всего более двухсот исторических деятелей.

Научная реконструкция лица Суворова показала, что полководец выглядел гораздо более мужественно, чем на портретах: черты лица – более крупные, нижняя челюсть – шире, овал лица не заострённый, а скорее правильно округлённый.

   
   

На основании этих выводов живописец Алекс Долль, живущий в Швейцарии и много лет посвятивший изучению Альпийского похода Суворова, написал «подлинный» портрет. Его презентация состоялась в Петербурге и Москве, затем произведение покажут в Швейцарии. Постоянным же местом экспонирования станет петербургский Музей Суворова.

К сожалению, по маске нельзя восстановить очень важные детали: форму черепа, рост, особенности сложения. Возможно, мы получим доступ к останкам Суворова, захороненным в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Православная церковь намерена канонизировать генералиссимуса. Если его причислят к лику святых, неизбежна эксгумация, а значит появиться возможность произвести все антропологические замеры останков. 

Красивый и интеллигентный

– Хочу рассказать ещё об одном недавнем открытии, сделанном в лаборатории, – продолжает Елизавета Веселовская. – Это была «классическая» работа: по черепу знаменитого путешественника Миклухо-Маклая мы восстановили его облик. Конечно, сохранились фотографии Николая Николаевича, но, во-первых, он обладал роскошной шевелюрой, так что головы толком не видно, во-вторых, половину лица закрывают усы и борода.

Череп Миклухо-Маклая находится в Кунсткамере. Известно, что путешественник сам завещал его «науке». Но когда в 1888 году Николая Николаевича хоронили на Волковом кладбище, волю не выполнили. Это случилось в 1938-м, при перезахоронении на Литераторские мостки. Поначалу череп хранился в Географическом обществе, в 1962-м был передан в музей.

Оттуда к нам в лабораторию он и поступил. Была сделана копия, по которой мы работали. Выяснили, что у учёного была крупная мозговая часть головы, а вот лицо относительно небольшое, черты правильные, красивые, я бы сказала – интеллигентные.

Мы изготовили два скульптурных портрета – один с усами и бородой, другой – без «волосяной растительности», чтобы предстал «абсолютный» облик великого путешественника.

Для нас эта робота была особенно важной, ведь Институт носит имя Миклухо-Маклая. 17 июля этого года исполнится 170 лет со дня рождения учёного, кстати, этот день – 17 июля – стал неофициальным праздником этнографов России.