«Ей просто нужно помочь». У глухой матери могут забрать двоих детей

Олеся воспитывает пятилетнюю дочь и двухлетнего сына. © / Олеся Уткина / Из личного архива

Семья петербурженки Олеси Уткиной в эти дни переживает настоящую  драму. Органы опеки забрали у неё двоих маленьких детей. Двухлетний Кирилл и пятилетняя Даша почти два месяца находились в сиротских учреждениях, а самой матери и сейчас грозит лишение родительских прав.

   
   

Ситуация усугубляется тем, что 35-летняя женщина – инвалид по слуху и отстаивать свои права ей вдвойне сложно. Что же стало причиной конфликта и, какой выход из этой непростой ситуации? В обстоятельствах дела разбирался SPB.AIF.RU.

«Пьёт, за детьми не ухаживает»?

Всё началось со скандалов в коммунальной квартире, где Уткины занимают небольшую комнату. У Олеси с самого начала сложились не лучшие отношения с соседями, что и стало спусковым крючком инцидента. Тот день в жизни женщины был тяжёлым. Маленький сын сломал слуховой аппарат, да и ночью Кирюша, у которого сложное имунное заболевание, капризничал и не давал спать. Утром заболела дочка - градусник показал больше 38. Мать вызвала педиатра из местной поликлиники, легла «на пять минут» и… крепко заснула. Домофон в коммуналке не работает, поэтому, когда пришла врач и стала звонить, Олеся звонка не услышала.

Педиатру всё же удалось попасть в квартиру – дверь открыла соседка. Педагог по профессии, она и рассказала, что «Олеся пьёт, за детьми не ухаживает, не купает их, не развивает, плохо проветривает и не убирает комнату». Вероятно, под впечатлением этих откровений врач и позвонила в инспекцию по делам несовершеннолетних. Инспектор приехала быстро и вызвала полицию.

В итоге женщину забрали в отделение. С неё сняли отпечатки пальцев, ладони и обуви. Однако, как утверждает Олеся, свидетельство на опьянение не провели. Когда мать через несколько часов прибежала домой, детей уже увезли в больницу. Все свои действия органы опеки и попечительства Выборгского района Петербурга считают законными, так как, по их мнению, была «угроза жизни детей». На мать составили акт «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью». Представителям власти не понравилось состояние квартиры, где жили малыши - «запах сырости, грибок в санузле и на кухне, а также отсутствие одного спального места». Вызвали претензии санитарные условия жилья – «грязь, неубранные постели, разбросанные игрушки, запах мочи из детского горшка».

Олесю могут лишить материнских прав. Фото: Из личного архива/ Олеся Уткина

Отдали в детские дома

В результате всего происходящего мать с детьми пробыла в медицинском учреждении до средины февраля. Затем двухлетнего Кирилла перевели в Дом малютки, а пятилетнюю Дашу – в детский дом. Это при том, что у малышей есть родная бабушка, которая живёт в пригороде Петербурга, Агалатово, в трехкомнатной квартире, и согласна ухаживать за внуками. Правда, и здесь у социальных служб возникло много вопросов. Так, 7 марта по просьбе уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Светланы Агапитовой сотрудники органов опеки осмотрели квартиру Светланы Полозюк, матери 35-летней Олеси Уткиной. Состояние жилья и бытовые условия комиссию не устроили. Контролеры констатировали, что там давно не было ремонта, нет кроваток для детей. Вывод – размещать несовершеннолетних в таких условиях нельзя. В результате праздничные весенние дни дети по-прежнему провели в казенных стенах, а не с родными, как надеялась Олеся.

Дальше события развивались с быстротой, удивительной для нашей бюрократической машины. Ретивые представители социальных служб, не дожидаясь решения суда, разместили анкеты с фотографиями детей на крупном сайте по усыновлению сирот. Основанием стал акт об изъятии детей. Как потом узнала Олеся, на её сына и дочь даже появилось два кандидата! Одновременно представители отдела опеки МО «Сосновское» вышли в суд с иском о лишении женщины родительских прав. Заседание должно было состояться 11 марта, однако потом его перенесли на 1 апреля. И непонятно, чем бы всё закончилось, если бы не вмешались представители общественности, различные фонды. Развернулась широкая дискуссия, к которой подключились и  медийные личности.    
   

Так, об истории петербурженки узнала главный редактор «России сегодня» Маргарита Симоньян. «Я желаю счастья и справедливости всем женщинам (впрочем, как и мужчинам), но больше всех сегодня я желаю счастья и справедливости глухой матери, у которой отобрали двух детей, потому что она глухая. Я отказываюсь жить в одном мире с таким живодерством и обещаю сделать все, что зависит от нашей немаленькой редакции, чтобы вернуть несчастных детей несчастной матери», - написала Маргарита 8 марта в своем Телеграм-канале.

Кстати, на днях Маргарита подарила Олесе новый слуховой аппарат, так что теперь та слышит гораздо лучше.

Дать семье шанс

К этому времени помогать Олесе выпутаться из переплёта, в который она попала, стали многие неравнодушные люди. Представители благотворительных фондов помогли растерявшейся женщине привести комнату в порядок. Волонтеры сделали ремонт в квартире бабушки,  привезли туда подходящую мебель и помогли оформить документы об опеке. Забегая вперед, скажем, что все усилия себя оправдали. Маленьких Кирилла и Дашу передали под опеку бабушке, а 13 марта Олеся смогла забрать их из казенных учреждений. Теперь глухая мама и дети снова вместе.

Правда, проблем Олеси это не решает. 1 апреля, напомним, состоится суд, где будет рассматриваться вопрос о лишении Уткиной родительских прав. Наверняка там прозвучат и такие сведения. Мать с двумя детьми живёт небогато. Не работает. От государства получает пенсию и пособие на общую сумму около 27 тысяч рублей в месяц. У семьи уже накопился огромный долг по квартире. Отец детей, с которым Олеся не зарегистрирована в браке, с ними не живет, и алименты, по словам женщины, не платит.

«Иногда помогает его мать, и финансово, и с садиком, куда ходит старшая дочка. Бабушка посещает собрания и помогает мне понять, что требуется от Даши или от меня», – рассказывает Олеся. 35-летняя Уткина состоит на учете в отделе опеки и попечительства с 2016-го, за три года на нее составлены 6 актов, в которых указывалась причина: «находится в состоянии алкогольного опьянения». Дело семьи Уткиных не раз рассматривалась на комиссии по делам несовершеннолетних при администрации Выборгского района Петербурга.

«Да, она не идеальная мать, - говорит Мария Эрмель, президент Северо-Западной ассоциации «Ребенок дома» и сама мать девяти детей. - Но кто из нас идеален? Ей просто нужно помочь».

 

Действенная помощь уже поступает. Добрые люди погасили долг по квартплате. Следующий шаг - устройство на работу, но для этого необходимо сделать операцию по восстановлению слуха. Сейчас Олеся уже собирает документы, чтобы получить квоту. Если судья даст шанс, то, возможно, и  улучшение жилищных условий с помощью материнского капитала, сертификат на который она уже получила. Также в социальном приюте «Мама рядом», который специализируется на помощи матерям-одиночкам, женщине помогут избавиться от вредных привычек, научат взаимодействию с людьми, планированию бюджета. Сама Олеся уверяет, что будет «грызть землю», лишь бы подтвердить - она хорошая, заботливая мать для своих малышей. Под петицией с просьбой не забирать у матери двоих детей подписались и 20 тысяч петербуржцев. Услышит ли суд все эти доводы – покажет время.