Британский доктор с русско-чешскими корнями Владислав Рогозов был вынужден покинуть Англию после обвинений в расовой дискриминации и поступающих угроз его жизни. Скандал развернулся несколько лет назад на всю страну после того, как он во время операции попросил женщину-хирурга снять хиджаб, запачканный в крови предыдущего пациента. Сегодня его судьбу может повторить еще один врач.
Опасность для здоровья
Владислав Рогозов – сын знаменитого ленинградского хирурга Леонида Рогозова, который прославился на весь мир, когда 29 апреля 1961 года сам себе вырезал аппендицит во время экспедиции в Антарктиде. Владислав много лет спустя также неожиданно попал на первые страницы мировой прессы. В Университетской больнице в Шеффилде, где Рогозов работал анестезиологом и специалистом по реанимации в хирургии сердца с 2005 года, готовились к очередной операции. Пациент уже лежал на столе, когда доктор Рогозов увидел, что женщина-хирург, исповедующая ислам, не собирается менять традиционный мусульманский платок на одноразовый медицинский головной убор.
«Я отметил, что хиджаб хирурга был в пятнах крови, скорее всего, предыдущего пациента, что полностью противоречит правилам безопасности больницы. Помимо этого, нестерильная одежда врачей может спровоцировать развитие инфекции у пациента, – отмечает Рогозов. – Однако после долгих уговоров, всевозможных аргументов, приведенных мной самым вежливым образом, хирург отказалась сменить национальную одежду на медицинскую и просто покинула операционную. В срочном порядке нам пришлось искать замену».
Позже женщина обвинила анестезиолога в расовой дискриминации. Тогда, в 2013 году, скандал удалось удержать в стенах клиники. После расследования больница встала на сторону Рогозова, признав, что религиозный платок в операционной может представлять опасность для здоровья пациента. Хирург, чье имя не разглашается, покинула клинику, а скандал вспыхнул с новой силой спустя несколько лет, когда анестезиолог описал у себя в блоге детали произошедшего. Он также отметил, что мусульманский персонал совершал незапланированные молитвенные перерывы во время операций и цитировал Коран. При этом остальные медики замалчивали такие вещи, опасаясь обвинений в дискриминации. «Если врачи в развитой стране боятся привлечь внимание к угрозам безопасности пациентов из-за обвинений в расизме, то это пример абсурда мультикультурализма», - отметил Рогозов у себя в блоге. Эти слова стали поводом для нового разбирательства. Однако из-за поступающих угроз медик предпочел уволиться и вернуться в Чехию, где он вырос.
«Не хочу быть врачом»
Сейчас в похожий скандал оказался втянут другой английский врач – Кит Вулверсон из Королевской университетской клиники Сток графства Стаффорд. Доктора с 23-летним стажем обвинили в дискриминации по религиозному признаку после того, как он попросил пациентку на приеме снять никаб (платок, который полностью закрывает лицо, оставляя лишь прорезь для глаз). Женщина пришла на прием со своей 5-летней дочерью, у которой болело горло. Однако врач не смог четко расслышать жалобы, так как голос матери был приглушен покрывалом. Вулверсон утверждает, что он вежливо попросил женщину снять никаб, что она и сделала. Но вскоре на врача подал жалобу муж пациентки. В документе говорится, что доктор был груб, бросал неприязненные взгляды и отказывался лечить ребенка, пока мать не снимет никаб, чем довел ее до слез. Сам Вулверсон все обвинения отрицает.
«Я чувствую глубокую несправедливость и не хочу больше быть врачом, - рассказал он журналистам. - Я лишь выполнял свою работу и точно также попросил бы мотоциклиста снять шлем. У меня было много пациентов-мусульман, но до такого абсурда никогда не доходило».
Сейчас в защиту доктора создана петиция, которую подписали более 150 000 человек. За него вступились и многие мусульмане. Однако пользователи соцсетей выступили и в защиту женщины, обвиняя доктора в расизме. В качестве доказательств также приводится фото доктора с «расистской игрушкой» - Вулверсон сидит на диване с детской игрушкой с черным лицом (у доктора трое детей). Отмечается и что врач поддерживает консерваторов и считает своим героем Уинстона Черчилля «с сомнительным расистским прошлым».
В Чехии также разогрелся скандал из-за хиджаба. В Праге студентке школы медсестер запретили носить платок при оказании прямой клинической помощи. Девушка подала в суд на директора за дискриминацию, но проиграла. Судья отметил, что демонстрация религиозных символов в светском государстве недопустима.
В России подобные происшествия – редкость. Тем не менее, несколько лет назад абитуриентку МГИМО не пустили в хиджабе на порог учебного заведения, ссылаясь на запрет на посещение занятий в головных уборах. После того как история появилась в СМИ, администрация одного из самых престижных вузов страны разрешила девушке приходить в платке – сделав исключение из правил для людей, которые носят головные уборы из религиозных убеждений.
Комментарий эксперта
Не воюют, а защищаются
Как соблюсти правила безопасности и нормы светского государства и при этом не оскорбить чувства людей, которые носят религиозную одежду, рассказала Софья Усеинова, арабист-филолог, преподаватель СПбГУ.
«Проблема очень многогранная. С одной стороны, в Европе есть единые законы светского общества, которые обязательны для всех. Демонстрация символов веры не приветствуется и запрещена постановлением суда Евросоюза. С другой, для мусульманок, которые носят хиджаб – это не «демонстрация», а требование религии, которое она считает себя обязанной соблюдать. Более того, хиджаб – это не мешок, который на голову женщине надели силком и держат. Это многолетняя привычка, образ мышления, самоидентификация и ассоциация с группой. Мой собственный опыт ношения хиджаба в арабских странах показывает, что он дает удивительное ощущение защищенности, комфорта, чувства собственного достоинства. Поэтому снятие хиджаба для многих чревато не только крайним психологическим дискомфортом, но и страхом перед осуждением в собственной группе, что перевешивает европейские законы.
Как быть? Нужно поддерживать баланс между проявлениями индивидуальности и соблюдением светских законов и норм. Да, мы уважаем свободу совести и вероисповедания, но религия не должна способствовать дестабилизации и расколу в обществе. В операционной должна быть стерильность, в цеху – безопасность, в школе – действовать светские правила (но не обязательно запрет на платок!). И все это можно соблюсти, не противореча нормам ислама. В той же Великобритании предложили проект специального рабочего хиджаба для женщин-мусульманок в сфере здравоохранения и большинство его одобрило. Сами правила, установленные в общественных заведениях, должны быть четкими, чтобы не оставалось шансов для манипуляций. Если человек не хочет или не может их соблюдать по религиозным соображениям – нужно принять ряд ограничений в выборе профессии. При этом нужно понимать, что главный смысл наставлений, которые Коран дает женщинам – в том, чтобы не искушать посторонних мужчин, вести себя скромно и пристойно. Опыт многих женщин-мусульманок показывает, что для соблюдения этих заветов прикрывать волосы хиджабом не обязательно.
Вообще в исламе есть принцип васатыйя – соблюдения «золотой середины», умеренности, мягкости. И Ислам может быть очень гибким, разумным и терпимым.
К слову, в России проблемы с ношением религиозной одежды стоят не столь остро – возможно, потому, что у нас историческое развитие другое, нет такого колониального прошлого, которое вызывает подспудное чувство вины. Мусульмане в России – это не пришлые выходцы из других стран, это россияне, они здесь дома. У них нет гиперчувствительности к возможному ущемлению своих прав, которая в Англии приобрела масштаб эпидемии. Но самое главное, в России есть опыт существования нескольких поколений при неукоснительном соблюдении светских правил жизни, и он показывает, что сочетать их с традициями ислама вполне возможно. А возникающие проблемы можно решить, если наладить сотрудничество государственных регулирующих органов с руководителями общины мусульман.
Женщины в хиджабе не воюют с окружающим миром, не проявляют враждебности – напротив, скорее защищаются. Это понятно и не страшно, до тех пор, пока соблюдается баланс между правами личности и общества».
Смотрите также:
- Сплотимся! Надо быть бдительными и доверять друг другу →
- Геннадий Гудков: "Главный враг России - коррупция" →
- Вытрезвитель спасает семью? →