Примерное время чтения: 6 минут
191

Вытрезвитель спасает семью?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты - Петербург 27/08/2008

Об этом рассказал старший лейтенант милиции в отставке Александр Хлебников, более 10 лет проработавший в вытрезвителе. Кроме того, обсудим, стоит ли нашей стране возвращаться к практике лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП).

Демократическое учреждение

В Санкт-Петербурге на 2008 год функционируют 13 медвытрезвителей, столько же и в Ленинградской области. Женских подобных учреждений уже не осталось. Почему-то. Хотя среди женщин пьянство тоже не редкость. Александр Хлебников рассказывает о контингенте , который попадает в вытрезвители:

- Конечно, если я скажу, что у нас ночевали сплошь ученые да учителя, вы мне не поверите. Но за годы своей работы я столкнулся со всеми социальными группами, с представителями самых разных профессий. Кстати, нередко у меня «в гостях» бывал и ваш брат журналист. Да-да. Творческая профессия, что поделаешь. Попадались даже настоящие знаменитости, певцы, которых знает вся страна. Имен называть не буду, заведение у нас конфиденциальное. Как-то попал к нам сам армейский генерал. Так он так буйствовал! Привык командовать. Пришлось его в специальное смирительное кресло поместить. Когда он проспался, то «дико извинялся», потом бутылку коньяка подарил. Еще как-то профессор к нам пожаловал, настоящий. На каком-то ученом мероприятии так накидался, что его милиционеры подобрали уже на улице. Когда он пришел немного в себя, долго читал нам по памяти Александра Блока. Так что, можно сказать, вытрезвители - учреждения демократические. Хотя, конечно, прежде всего нашими «постояльцами» являлись представители рабочих специальностей. Особенно в день получки. В такие дни, когда на заводах выдавали зарплату, мы работали в усиленном режиме. Жены рабочих, если в такой день не успевали перехватить мужей с деньгами на проходной, под вечер прямиком шли к нам - забирать свое «чудо».

Как ни странно, Александр Хлебников считает, что вытрезвитель - не только карательная мера, но и профилактическая:

- Конечно, тех, кто пьет каждый день и принципиально, никакой вытрезвитель не спасет. Но я знаю реальные примеры, когда наше малоприятное учреждение многих людей заставляло взяться за ум. Они начинали понимать, что дошли до края, дальше только бездна. Другой мотив - стыд. Стыд перед семьей. Это очень неудобно - приходить наутро домой и показывать жене квиток из вытрезвителя для оплаты штрафа. Я потом встречал на улице своих «клиентов». Один, помню, попадал к нам раз пять. Причем мужик-то неплохой. Его жена не выдержала очередного попадания и ушла. Он бросил пить, с большим трудом вернул ее, теперь боится потерять и в рот ни капли не берет. Он признавался мне, что вытрезвитель послужил для него поворотным моментом в жизни: заставил задуматься, чего же он хочет в жизни - семьи или пить до тех пор, пока не умрешь под забором. Так что вытрезвитель порою несет и своеобразную социальную функцию. В какой-то мере это шоковая терапия для нормального человека.

Два из трех - отличный результат

Сейчас в России активно муссируется вопрос, стоит ли возвращать лечебно-трудовые профилактории. В обществе немало сторонников этой идеи. Есть лоббисты и во власти, и в силовых структурах. Так, в поддержку принудительного лечения выступил руководитель департамента Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александр Михайлов. Возможно, вскоре этот вопрос будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Вкратце об истории вопроса. Во времена Советского Союза ЛТП (первые возникли в 1964 году) входили в систему МВД при уголовно-исполнительной системе. Лечиться трудом отправляли алкоголиков, которые имели 5 - 6 попаданий в вытрезвитель, а также по просьбе родных больного и «рекомендации» участкового. Отправлял же в ЛТП суд. Регламентировал это дело указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет. Побег карался уголовным преследованием, хотя само пребывание в ЛТП судимостью не считалось. По статистике, возвращался после лечения в профилакторий каждый третий. Решением Верховного Совета в 1993 году ЛТП юридически были упразднены, а с 1 июля 1994 года фактически прекратили свое существование. Активными противниками ЛТП всегда были правозащитники.

Разговоры о необходимости возвращения ЛТП (теперь не только для алкоголиков, но и наркоманов) пошли еще с конца 1990-х. В ближайшие месяцы такое решение наконец может быть принято. Если брать мнения заинтересованных сторон, то против все те же правозащитники и сами потенциальные пациенты. Адвокат Алексей Смирнов высказал корреспонденту «АиФ-Петербург» свою позицию: «Нельзя ограничивать свободу человека, не совершившего никакого преступления. Это противоречит Конституции РФ. К тому же практика ЛТП была далека от совершенства. Лечили шоковым методом. И немногие люди после нахождения в ЛТП бросали пить или пили существенно меньше».

Сторонниками ренессанса ЛТП выступают «силовики», резонно замечая, что изоляция тех, кому срочно надо на выпивку или ширево, существенно снизит уровень преступности. Александр Хлебников добавляет: «Если по статистике двое из трех уже не возвращались в ЛТП, значит, все было не зря. На самом деле это отличный результат!»

А вот мнения профильных врачей разделились. Одни говорят, что алкоголизм практически не лечится. Лечебные меры помогают только на начальном этапе. Другие говорят, что даже 10% излеченных в ЛТП - хороший результат.

Возможно, стоит обратиться к опыту соседей. На Украине и в Белоруссии по-прежнему действуют ЛТП, причем работают они по советским методикам (только срок меньший - 6 - 12 месяцев). Валерий Писклов, начальник харьковского ЛТП, сетует, что сейчас профилактории входят в систему Департамента исполнения наказаний Украины, а потому сюда зачастую «скидывают» рецидивистов, которые еще не совершили очередного преступления, но скорее всего, совершат. Превентивная мера, так сказать. Но из-за этого ЛТП превращается в натуральную зону. И лечение становится не главным. Все это следует учитывать и в России, если уж реанимировать ЛТП.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах