На Эльбрус без ног. Как ветераны СВО покорили самую высокую гору Европы

Подняться на гору надо было не ради себя, а ради тех ребят, которые лежат в госпиталях, проходят лечение и реабилитацию. © / МИЦ "Известия" / spb.aif.ru

Ветеран СВО Александр Малов не просто герой войны, удостоенный орденом Мужества и медалями «Жукова» и «Участнику специальной военной операции». Он – один из первых спортсменов в мире, кто самостоятельно поднялся на высоту 5642 метра над уровнем моря с протезом ноги. В составе группы таких же бесстрашных Александр покорил высочайшую гору Европы – Эльбрус. Подробнее – в материале spb.aif.ru.

   
   

Личное решение

Александр отправился на СВО в 2022 году – по собственному желанию. Служил радиотелеграфистом в 25-й бригаде в Харьковской области.

«Существует мнение, мол, если ты связист, то находишься далеко от зоны боевых действий. Однако реальность такова, что мы должны связывать всех со всеми и быть универсальными специалистами. Для врага захватить связиста – сорвать джек-пот. Ведь мы знаем, в принципе, все подразделения, всех командиров, все ключевые позиции», – объясняет боец особенность своей службы.

В 2023 году Александр был ранен во время выполнения служебного задания. Вместе с товарищем Дмитрием они должны были проложить связь для своего подразделения. Командир сразу предупредил их о том, что задача очень опасная и велик шанс не вернуться обратно. Но выбора у парней не было, поскольку без связи на фронте невозможно.

Выполнив основное задание, они вместе с боевым товарищем начали отходить через лес обратно. Первое минное поле прошли без проблем, а вот второе… Александр помнит, как он наступил на землю, а дальше всё стало не совсем реальным – как в компьютерной игре. Лишь успел увидеть, как Дмитрию оторвало ногу, тогда он ещё не знал, что и сам лишился ноги во время взрыва.

А после оба долго лежали на земле, смотрели в небо в ожидании подмоги от товарищей и даже невесело шутили – о том, что вот, мол, три миллиона мы уже заработали, главное, чтобы они не превратились в семь…

После – больница, реабилитация, подготовка к установке протеза, адаптация и, можно сказать, новая глава жизни.

   
   

Организм сопротивляется

Вернувшись домой, в Ленинградскую область, Александр Малов решил поступить в университет, одновременно с этим получал ещё одно высшее образование, работал, планировал дальнейшую жизнь со своей невестой. В какой-то момент ему написал куратор из фонда «Защитники Отечества», сообщив, что у него есть предложение, от которого Александр «просто не сможет отказаться». Именно так и случилось. Услышав о том, что формируется группа ветеранов СВО с инвалидностью для восхождения на вершину горы Эльбрус, Александр, не задумываясь, подал заявку на участие.
Это был настоящий вызов – если раньше в составе группы для восхождения допускалось наличие 1–2 участников с инвалидностью, то в команде Александра все шестеро были на протезах. Однако Малов не задумывался о сложностях – ну, подумаешь, гора. Да, надо на неё подняться, но что в этом такого сложного?

Потом их ждала многоступенчатая подготовка. Для группы разработали уникальную тренировочную программу.

«Сначала мы прошли полное медицинское обследование. Это обязательно нужно сделать, поскольку в горах все твои болячки, которые есть, обостряются. В моей жизни до Эльбруса самая высокая гора была, наверное, метров 500 – в Башкирии. Здесь же мне стало плохо уже на начальном этапе – ужасно болела голова, постоянно тошнило. Первая гора, которую мы прошли, – это Чегет. Её высота чуть более 3500 метров. И там я понял, что готовиться к восхождению обязательно надо. Ты идёшь, а твой организм просто сопротивляется. И ведь на такой высоте кислородное голодание всё ещё слабое, а чувствуешь себя очень уставшим, просто выжатым. Помню, в какой-то момент смотрю – по снегу, недалеко от нас, бабушка идёт. Спокойно так, ловко, всё выше и выше, не напрягается, прогулочным шагом. Мне даже как-то обидно стало, что я, молодой лоб, так не могу», – делится Александр.

«Не забывай дышать»

Дальше – покорение Эльбруса. Далось оно участникам группы нелегко. К кислородному голоданию и упадку сил добавлялись сложности при ходьбе – из-за протеза, по-
скольку для него нужна ровная поверхность, чего в горах практически не бывает. Перерыв при подъёме – всего раз в час на 10 минут. Да и отдых в горах не такой, как дома.
«Мы сидели, просто смотрели друг на друга и молчали. Даже на шутки и разговоры сил не было. А гид постоянно напоминал – не забывай дышать», – вспоминает Александр.
Порой накатывало желание всё бросить.

«На высоте 4000 метров я вдруг почувствовал, что не хочу дальше. Тяжело. Организм просто не привык. Дышишь, дышишь, а кислорода в организме не добавляется. При этом надо ещё и идти. Также необходимо постоянно мазаться солнцезащитным кремом, носить тёмные очки – глаза очень устают от бликов», – говорит Александр Малов.
Неожиданным стало и то, что в горах тяжело даётся не только подъём, но и спуск – из-за перепадов давления самочувствие ухудшается. Связи нет, мобильный телефон бесполезен, поэтому помощи, если что-то случится, ждать неоткуда.

На вопрос – вероятно, все эти неприятности компенсировались космическими видами? – Александр отвечает, что основные воспоминания – это: «Идёшь и перед тобой просто чьи-то ноги». Но тут же добавляет: «В те моменты я был уверен, что никогда больше не соглашусь ни на что подобное. Но вот прошло немного времени, и меня снова тянет в горы».

Александр Малов признаётся, что его изначальной мотивацией покорить Эльбрус было простое и банальное «хочу». Но перед самым восхождением куратор группы отметил, что все они должны подняться не только ради себя, а ради тех ребят, которые лежат в госпиталях, проходят лечение и реабилитацию. Именно им надо показать, что они тоже могут всё, жизнь продолжается, а главное – она может быть очень интересной.

«У нас вообще не стояло вопроса о том, что кто-то чего-то не сможет, у кого-то что-то не получится. Мы шли и знали, что так надо. По крайней мере, я чувствовал именно это», – отметил боец.

По словам Александра, ветераны СВО – это, в первую очередь, люди. И только потом – военные. Обычные люди – со своими желаниями, амбициями, слабостями. Они 
хотят быть понятыми и любимыми. И понятия о счастье, резюмировал Александр Малов, у него такие же, как и у большинства: «Счастье – это когда рядом есть любимый человек, который любит вас, а вы его. Когда я получил ранение и был очень близок к смерти, вспомнил о своей невесте и о том, как мало мы проводили времени вместе. Это был тот момент, когда понимаешь – ты был очень счастливым человеком, но не ценил этих моментов. А ведь они могут больше никогда не повториться. Именно понимая это, начинаешь любить близких ещё больше».