Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 11 минут
248

Стальной парень. Ветеран СВО после ампутации собирается покорить Эльбрус

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 30. Аргументы и факты - Петербург 23/07/2025 Сюжет СВО: возвращение с фронта
За новой машиной Сергей Надмидон приехал, как все – на общественном транспорте..
За новой машиной Сергей Надмидон приехал, как все – на общественном транспорте.. / Анна Азарова / spb.aif.ru

В Петербурге принята масштабная программа помощи участникам спецоперации. Одно из направлений – обеспечение автомобилями с ручным управлением ветеранов боевых действий, которые получили тяжёлую инвалидность. Эту работу город выполняет вместе с фондом «Защитники Отечества». Подробности – в материале spb.aif.ru.

Позывной «Маэстро»

На днях обладателем новенькой машины стал кадровый офицер, капитан медицинской службы Сергей Надмидон. Родился он в Иркутске, а в городе на Неве учился в Военно-Медицинской академии.

Фото: из личного архива Сергея Надмидона.
Фото: из личного архива Сергея Надмидона.
Фото: из личного архива Сергея Надмидона.

После окончания был направлен в Мурманскую область, мотострелковую бригаду, где прослужил 12 лет.

В 2022-м контракт Сергея заканчивался, и он думал о том, чтобы перейти на «гражданку», однако события развернулись иначе.

«Я был в отпуске, когда узнал, что началась спецоперация, – говорит ветеран. – С первых дней на передовую отправились многие мои сослуживцы, друзья. А потом пришли сведения, что в зоне ответственности нашей бригады сложилась тяжёлая ситуация. Как я мог оставаться в стороне? Там воевал мой взвод, и мне тоже надо было стоять вместе с ними. Поэтому без особых раздумий пришёл в военкомат и сказал: «Готов». Собрался и поехал».

Фото: из личного архива Сергея Надмидона.

Капитан Надмидон воевал на Харьковском направлении с позывным «Маэстро» – как и герой его любимой киноленты. Возглавил медицинский взвод, рискуя жизнью, вытаскивал раненых под обстрелами. 6 мая 2022 года разделило жизнь на «до» и «после». Артиллерийский огонь противника шквалом накрыл его подразделение. Бой шёл несколько часов. Наши не дрогнули, но в тот чёрный день многие получили тяжёлые ранения, а Сергей лишился обеих ног. Истекая кровью, нашёл силы и до прихода помощи сам себе наложил жгут. Это спасло. Уже через три часа он был на операционном столе, на следующий день санитарный транспорт доставил героя в ВМА. Здесь его встречали товарищи, с которыми он раньше учился, всячески подбадривали и помогали отогнать тяжёлые мысли. 

«Самым главным был вопрос, как сказать о случившемся маме, очень не хотелось её расстраивать, – признаётся капитан. – Себя не жалел, ведь всё уже произошло, ничего не изменить. Как военный человек, я с самого начала чётко понимал, куда еду, зачем и какие могут быть последствия. А вот мама… Честно говоря, так и не решился открыть ей всё напрямую. Придумал легенду, что находился на учениях, неудачно спрыгнул с техники и подвернул ногу, вот и лежу в госпитале. В итоге правду рассказал сначала сестре. Она и подготовила маму, которая тут же прилетела».

Хочет помогать другим

Далее, после ампутации, начался непростой процесс реабилитации. Семь месяцев он провёл в госпиталях. Сергею подобрали современные бионические протезы и научили ими правильно пользоваться.

«Со мной занимались инструкторы, разъясняли все тонкости, помогали вникнуть в особенности ходьбы, – говорит ветеран. – На обучение ушло больше месяца. Я старался быть хорошим учеником, потому что понимал: как всё освою, как себя настрою – от этого будет зависеть моя дальнейшая судьба».

Его героизм, стойкость отмечены двумя «орденами Мужества», медалью «За боевое отличие», другими наградами.

Фото: из личного архива Сергея Надмидона.

Сегодня Сергей Надмид живёт полноценно и насыщенно. Один факт. Получать автомобиль он, без всяких натяжек, пришёл, как и все. На площадку в Выборгском районе, где состоялась церемония, добирался на общественном транспорте, спускался и поднимался по ступенькам. Его дни заполнены делами. Через несколько дней, например, отправляется в командировку в Белгород. Год назад поступил в ВМА (сдавал экзамены, как и другие абитуриенты) и сейчас получает высшее образование. Уже закончил второй курс по специальности лечебное дело и хочет стать реабилитологом, чтобы помогать бойцам, которые, как и он, попали в непростую жизненную ситуацию.

Не за горами и свадьба! После ранения в одном из посвящённых СВО чатов он познакомился с девушкой, волонтёром. Виталия и её подруги делали специальные останавливающие кровь жгуты и другие приспособления, помогающие нашим солдатам на поле боя. Сергей как военный медик дал несколько практических советов – так и завязалась переписка.

«Я с самого начала почувствовал, что это близкий мне человек. Очень хотелось увидеться, но переживал, как она меня встретит, не испугают ли её протезы, – откровенно признался молодой человек. – Не испугали! Наоборот, своим вниманием, непосредственностью, энергией она сразу сделала наш разговор тёплым и доверительным. Сейчас мы вместе, думаем о покупке жилья. В сентябре у меня отпуск, и мы с Виталией отправимся в Иркутск, на мою родину. Там, на берегу Байкала, в месте силы, я сделаю ей предложение, хотя она пока об этом не знает» (счастливо улыбается).

Распланирована у него уже и зима. Дело в том, что до ранения капитан активно занимался сноубордингом, ходил в горы.

«Последние десять лет у меня все отпуска были зимние, – с улыбкой говорит ветеран. – Постоянно выезжал на склоны, спускался на сложных трассах».

И сейчас он не намерен сдаваться. Более того, уже на протезах попробовал свои силы на горе Чегет (3700 метров). Есть у него и мечта. Он дважды поднимался на Эльбрус, но не доходил до вершины. А теперь, вопреки всему, собирается покорить самую высокую точку Европы…

Фото: из личного архива Сергея Надмидона.

Сел за руль и поехал

Планов у героя много, так что выделенный по закону автомобиль ему очень пригодится. Это специальная машина. Год назад автосборочный завод в Калининграде освоил выпуск кроссоверов с ручным управлением. Они предназначены для маломобильных граждан, в том числе получивших увечья в ходе СВО бойцов. Главным отличием от стандартной модификации является установленный справа от руля рычаг управления.

Фото: spb.aif.ru/ Анна Азарова

Одна из моделей была показана в ходе Петербургского международного газового форума.

«Машина нужна, чтобы эти героические люди, не были оторваны от жизни и имели возможность передвигаться на своём транспорте, – отметила социальный координатор сектора по делам инвалидов фонда «Защитники Отечества» в Санкт-Петербурге Галина Щитова. – Она удобная, комфортная, нет никаких сложностей и с обслуживанием, ремонтом. Наш долг – создать все условия для их восстановления и возвращения к нормальной жизни. Личный автомобиль позволит быть более мобильными, найти работу, помогать семье».

Ранее у Сергея уже были водительские права, однако сейчас пришлось переучиваться на ручное управление. Он прошёл курсы в школе ДОСААФ и получил соответствующий сертификат. Так что после небольшого инструктажа сел за руль и поехал на новеньком авто.

«Очень благодарен государству, фонду «Защитники Отечества» за поддержку, – говорит ветеран. – Конечно, были минуты боли, но вместе мы всё преодолели. Хотел бы сказать многим ребятам, которые сегодня в госпиталях, получили ранения, что ничего не отменяется. Нам всесторонне помогают, поддерживают, открыты многие пути – жизнь продолжается».

Фото: из личного архива Сергея Надмидона.

Кто может претендовать на автомобили с ручным управлением?

Такие машины полагаются имеющим удостоверение ветерана боевых действий участникам СВО по двум заболеваниям: парная ампутация, независимо от её уровня, либо парез нижних конечностей, когда передвижение возможно только на инвалидной коляске. Об этом говорит федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», куда в 2024 году были внесены соответствующие изменения.

В Петербурге уже выдано 15 автомобилей, ожидается ещё четыре. Есть и проблемы. 16 защитников имеют право на машину, но у них нет водительских прав, а значит, надо пройти полный курс обучения. Сейчас решается вопрос, как это лучше сделать с учётом физического состояния и здоровья ветеранов.

Также в фонде подчёркивают, что по закону такой автомобиль – «техническое средство реабилитации инвалида, участника СВО». А не его родственников или близких, которые нередко просят оформить кроссовер на них. Это не семейная машина. Она выделяется для человека с ограниченными возможностями, поддержки бойцов и решения их насущных жизненных проблем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах