Не хватает куража. Урбанист о «культурной столице» и амбициозных проектах

Завтрамены из Питера

АиФ-Петербург: - После того как Петербург перестал быть столицей, он находится в поисках своей идентичности. Ставка сделана на «культурную столицу», но в последнее время выходит, что и культурных мероприятий в Москве больше, и финансирования…

   
   

Александр Минаков: - Мантра про «культурную столицу» зиждется на том, что любители её повторять мало знакомы с мировыми культурными столицами, и культура для них закончилась посещением Эрмитажа в составе школьной группы. Чтобы получить это звание - надо что-то делать, а не просто эксплуатировать заслуги бывшего имперского города. В Петербурге есть целый ряд культурных «центров силы» - Гергиев, Эйфман, Додин, Пиотровский, Сокуров. Однако культура - это не только театр и не только классика. Мешают нам быть культурной столицей и дремучие инициативы, которые расползаются по стране именно из Петербурга. Закрытие выставок какими-то радикальными религиозными группировками, странные запрещающие законы.

АиФ-Петербург: - Вы ругаете город за то, что он слишком консервативен, ориентирован на прошлое. Новые архитектурные проекты фактически рубятся на корню… Нам нужна своя «Москва-сити»? 

- «Москва-сити» - всего лишь девелоперский проект. Я не считаю, что в столице лучше архитекторы, строители или чиновники. Просто Москва - это фактически единственный город России, где заказчики и простые люди не произносят уныло-пассивную фразу «вы уедете, а нам здесь жить» и её питерскую модификацию «ваши предложения не соответствуют петербургским традициям». Петербург же кишит завтраменами («всё будет сделано, но завтра») и традиционалистами («не мы это создали, не нам и менять»). Управленческая, а часто и культурная импотенция обычно прикрывается рассуждениями о великих традициях прошлого. А половина градостроительных ошибок - прямое следствие попытки архитекторов и градозащитников быть святее Растрелли и Трезини. Так стараются всё не испортить, что в итоге получается кальмар со вкусом краба.

Но это никуда не годится, если мы хотим вершить великие дела. А город агрессивно претендует на величие.

Мы противопоставляем себя Москве, а следовало бы поучиться. В столице если за что-то взялись - то доведут до конца.

Мы противопоставляем себя Москве, а следовало бы поучиться. В столице если за что-то взялись - то доведут до конца. Пусть не всегда эффективно, слишком затратно и косо, но всё равно доделают начатое. В Петербурге всё тонет в болоте. Два года мы не можем запустить пилотный проект по платным парковкам, проводим совещания, размышляем... За это время Москва полностью покрылась сетью таких стоянок. Водители почувствовали пользу нововведения, бюджет пополняется значительными суммами, в центре стало меньше машин. А 90% петербургских начинаний идёт по сценарию: «Долго размышляли - отважились провести эксперимент - не пошло - забросили». Стоит, например, вспомнить тот же проект нового зоопарка или выделенную полосу для общественного транспорта на Большом проспекте П. С. 

   
   

АиФ-Петербург: - Бюджет Москвы почти в четыре раза больше бюджета Санкт-Петербурга, заметили бы вам в Смольном. 

- Чтобы диссонанс между столичными амбициями города и его реальной столичностью сокращался, не обязательно вкладывать миллиарды рублей и реализовывать исключительно дорогостоящие проекты. К примеру, продление работы метрополитена до 1 часа ночи способно подвинуть Петербург в сторону европейского мегаполиса, а не посёлка городского типа, где после полуночи жизнь замирает. Если в 12 часов заканчивается представление Мариинского театра, и вы опаздываете на метро - это значит, что вы живёте не в столичном городе.

Я понимаю, что мы не можем взять и построить пассажирскую кольцевую железную дорогу за три года. Но мы даже цели себе такие не ставим. Амбициозные планы у нас только в головах. Проецировать в реальность их никто не собирается.

Сейчас город живёт в лихорадочной подготовке к чемпионату мира по футболу. А просто чтобы горожанам стало удобнее ходить и ездить по улицам - этим заниматься некогда.

В пример могу привести Казань - у меня возникло ощущение, что это столица какого-то автономного княжества. Аэроэкспресс в аэропорт они уже построили, хотя там пассажиропоток меньше, чем в Петербурге. Удалось ввести и единый цвет общественного транспорта - все автобусы там красные. У нас, несмотря на то что «Горэлектротранс» нашёл деньги на разработку единого стиля, петербургские трамваи покрашены в пять разных цветов. Как бог на душу положит. Сейчас город живёт в лихорадочной подготовке к чемпионату мира по футболу. А просто чтобы горожанам стало удобнее ходить и ездить по улицам - этим заниматься некогда.

Нужны «сумасшедшие» 

АиФ-Петербург: - По какому сценарию Петербург будет развиваться дальше: консервативному или инновационному?

- Города часто преобразовываются, когда лидером становится амбициозный и в хорошем смысле сумасшедший человек. Которому хватает смелости воплотить нужные проекты, даже вопреки общественному мнению. Но эти преобразования общество впоследствии, как правило, оценивает. Вспомним Петра I. И нам сейчас не хватает этого куража! Пожалуй, самым «сумасшедшим» мэром Северной столицы был Анатолий Собчак. Когда в 90-е город едва сводил концы с концами, он умудрялся масштабно мыслить. 

При этом рабочий срок у такого лидера недолог, он должен прийти, за 5 лет «наломать дров», и тогда процесс сдвинется с «мёртвой точки». Пока мы будем держаться за традиции и стабильность - ничего не изменится. Петербург окончательно превратится в город с областной судьбой, куда, безусловно, будут продолжать ездить туристы. Однако в экономическом развитии и привлекательности для жизни он будет значительно проигрывать той же Риге или Казани, где потенциал намного меньше, но смелости больше. 

АиФ-Петербург: - Сегодня в городе действует несколько общественных организаций, которые эффективно работают. Например, «Красивый Петербург» спустя 2 года добился, чтобы участок Большой Морской до арки Генштаба сделали пешеходным. Может, горожанам нужно активнее «шевелить» чиновников?

- Постепенно появляется поколение петербуржцев, которые понимают, что город не может дальше жить в исчезающих лучах имперской славы. Просто их пока слишком мало. Пожертвования на такие организации в Петербурге не собрать. Во-первых, от бедности, во-вторых - как-то не принято вкладываться в общественное.

Постепенно появляется поколение петербуржцев, которые понимают, что город не может дальше жить в исчезающих лучах имперской славы.

В Москве считается нормальным раз в месяц просто перевести тысячу рублей на какой-то городской проект. Чтобы петербуржец расстался с такими деньгами - нужно предоставить план гигантской пешеходной зоны, которая будет непременно реализована. Желательно рядом с его домом или офисом. Однако усилий простых горожан - мало. Должен быть какой-то координационный центр, «мотор» и во властных структурах. Я вижу активность вице-губернатора по строительству Игоря Албина, который привлекает к решению проблем городских активистов. Возможно, потому, что он прибыл из Москвы (смеётся). В других ведомствах - тишина. Всех интересует только собственный курятник, и чтобы начальство не заругало.

АиФ-Петербург: - «Как в Европе» хотят жить большинство петербуржцев, однако многие европейские законы встречают в штыки. Взять, к примеру, платные парковки... 

- Во всех городах мира решение о платных парковках сперва принималось водителями в штыки. Платить не хочет никто! Но реализовывать эти решения нам придётся всё равно. Просто нужно объяснять горожанам. У нас власти приводят один аргумент - платные парковки пополнят бюджет. Обычному человеку нет до этого никакого дела. Он и так платит налоги. Надо рассказать, какую выгоду лично он приобретёт от такого решения. Как он перестанет стоять в пробках, сможет в центре бесплатно припарковаться у магазина и выскочить на 15 минут. А не кружить и вставать потом вторым рядом. 

Любое решение можно людям объяснить… даже строительство какого-нибудь газпромсити. Нужно уметь разговаривать.