Не пропустить талант. Как заметить одарённого ребёнка?

Игорь Харитонов / АиФ

Взгляд Рукшина

Определение «одарённый ребёнок» с моей точки зрения спорное, так как в отношении детей мало что значит. У меня была масса учеников, которые сначала ничем особо не выделялись, а «выстрелили» уже в старших классах, университетах или даже научных коллективах, выдав яркую идею или прорывной проект. Стопроцентной методики нет. Поэтому считаю - правильнее говорить о способных и мотивированных к образованию ребятах. Тех, кто хочет заниматься и имеет для этого желание и возможности. Но мало разглядеть в ребёнке «божью искру». Нужно создать среду, где она будет разгораться, усиливаться и позволит человеку достигнуть вершин. Пришёл никому не известный мальчик - ушёл золотой медалист, победитель международных олимпиад.

   
   

В Ленинграде этому помогала система специальных физматшкол, и наш город здесь был первопроходцем. 30-я гимназия на Васильевском острове, Академическая гимназия при «большом» университете, 239-й лицей без преувеличения известны далеко за пределами России. Именно здесь учились дети, которые затем стали выдающимися учёными, руководителями и даже артистами. Секрет прост. В советское время, когда образование оставалось бесплатным, сюда могли поступить истинно талантливые мальчики и девочки из низов. У того же Гриши Перельмана, который в 80-х пришёл ко мне в 8-й класс, отец работал инженером, мама учительницей, и жили они в стандартной «двушке» в Купчино. Сейчас рынок внёс свои коррективы. Такие школы, с их богатой историей и звёздными выпускниками, становятся очередными точками престижа, где учатся дети состоятельных, но отнюдь не способных ребят. Мешают нашему образованию также ЕГЭ и слепое подражание безжизненному Болонскому процессу, к требованиям которого мы почему-то подгоняем большинство программ. В последнее время, правда, ситуация постепенно меняется. Мы давно говорили, что, пока не поздно, надо создавать центры для подрастающих талантов. И вот, наконец, такой интернат открыт на базе нашего лицея. Пока там занимаются 80 человек, однако есть надежда, что их число будет постоянно расти.

Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, руководитель математического центра при физматлицее № 239, создатель системы выявления и раннего профессионального обучения одаренных школьников

Смотрите также: