Как помочь ребенку правильно составить распорядок дня и главное – его придерживаться? Как оторвать чадо от компьютера и направить его силы на саморазвитие? Как договориться о правильном балансе времени в семье? Об этом SPB.AIF.RU рассказала Марианна Лукашенко, бизнес-тренер, специалист по тайм-менеджменту, доктор наук, профессор.
Время – вещь материальная
Нина БОГДАНОВА, SPB.AIF.RU: Марианна Анатольевна, уже предвижу что кто-то сейчас скажет: вот и до малышей уже добрались эти бизнес-тренеры со своим тайм-менеджментом!
Марианна Лукашенко: Мне приходилось сталкиваться с мнением, что тайм-менеджмент это наука о том, как отнять у детей детство. Ни в коем случае! Как и представление, будто это знание, как бежать быстрее. Напротив. Умение грамотно организовать свой день помогает избежать стрессов и все успевать, никуда не торопясь. Это наука о счастье, если хотите. Она учит ставить яркие цели, на основании их выстраивать грамотные планы и достигать результатов.
- В каком возрасте ребенок должен учиться планировать свое время?
- Чем раньше, тем лучше. Но именно в школе возникают первые ощутимые проблемы. До школы время малыша, как правило, жестко регламентировано семьей, окружением, детским садом. В 8 надо встать, в 8-20 позавтракать, в 8-40 выйти из дома… В час обед, в два – тихий час... В 10 вечера – спать.
Вместе с началом школьной жизни у ребенка появляются задачи гибкие: к среде надо выучить стихотворение, к четвергу подготовиться к контрольной по математике, а к пятнице – собрать гербарий для биологии. Но есть еще стенгазета, и ее тоже нужно сделать к среде. А еще есть художественная школа и друзья, с которыми надо погулять и пообщаться. Когда все успеть? В какой последовательности выполнять задачи? Как расставить приоритеты?
Ребенку надо дать понять, что время – это вполне материальная вещь. Это ресурс, который можно посчитать, можно потерять, можно потратить, можно забрать, можно сэкономить…
На тренингах для детей среднего школьного возраста выполняем простое, но эффективное упражнение, которое помогает им осознать, как важно ценить время. Берем круг, делим его на 20 секторов. Каждый сектор означает один год жизни. Для десятилетнего школьника 20-летний возраст кажется о-очень далеко. И начинаем закрашивать. Вот, половину ты уже прожил. Еще 3,5 года ты проспишь. Два года потратишь на учебу… Еще три – на компьютерные игры… Когда ребенок осознает, что на путешествия, открытия, приключения у него остается всего ничего, он начинает по-другому относиться ко времени, как к ресурсу. Наступает понимание, что его надо ценить и не разбрасываться им зря.
«Задача-слон» и «задача-лягушка»
- С чего родители должны начинать грамотное планирование времени ребенка?
- Со списка дел. Да, самый, казалось бы, простой, но и самый эффективный способ. Только ваш список должен быть составлен с учетом приоритетов – сначала мы прописываем важные задачи. Именно родители должны эту важность определить, потому что для ребенка поиграть с котенком – тоже очень важно, котенку же скучно!
Кроме того, у каждой семьи приоритеты будут разными. Один ребенок подает серьезные надежды в учебе, другой может стать выдающимся футболистом. Понятно, что степень важности такого занятия, как «погонять мяч во дворе» у этих двух ребят будут разными. И такие семейные критерии необходимо обсуждать и проговаривать.
Есть и случаи вне критериев. Рассмотрим такой пример. Даже если ты готовишься к очень важной и сложной контрольной, но дед просит тебя сходить за лекарством, потому что ему стало нехорошо, ни о каком откладывании похода в аптеку речи быть не может.
- А как убедить ребенка, что начинать стоит именно с важных дел? Почему не сначала – мультфильмы и общение с друзьями, а потом – «домашка» и мытье полов?
- Мы предлагаем такое упражнение. Берем ведро и говорим. Смотри, вот твой день. А задачи – это камни, гравий и песок, которые нужно в него уместить. Есть задачи важные и крупные. Например, подготовка к экзамену. Это камни. Есть цели помельче, но тоже требующие обязательного выполнения – почистить кошачий лоток, доделать стенгазету, иначе подведу коллектив и т.д. Это гравий. И есть мелкие задачи – пройти очередной уровень в компьютерной игре, позвонить соседу и обсудить новый сериал и т.д. Это песок.
Теперь смотри, что будет, если начинать с мелочей. И начинаем сыпать песок. Сверху укладываем гравий и только потом – большие камни. Естественно, они не вмещаются. Для них просто не осталось места. А вот что будет, если начать с камней: гравий и песок прекрасно заполнят расстояние между ними и все войдет. Так и со временем. Если начинать с важных и больших задач, все можно успеть.
- Бывает так, что и делать надо, но никак себя не заставить… Это не только детей касается, и взрослые этим страдают.
- Задачи бывают разные. Например, задачи-слоны. Большие, сложные, требующие множества усилий и уймы времени. На взрослых тренингах мы предлагаем разделить «слона» на бифштексы и «съесть» по кусочку. С детьми не стоит применять столь кровожадный образ. Мы будем делить на дольки шоколадного слона. Кстати, не зазорно и поделиться лакомством: угостить кусочком друга, дать по дольке родителям – взаимопомощь никто не отменял!
Есть задача-лягушка. Вроде и несложная она, но неприятная, выполнять ее не хочется. И вот мы зачем-то растягиваем эту неприятность во времени… Продлеваем «удовольствие», так сказать. Взрослым мы советуем «съесть лягушку». Чем быстрее вы покончите с необременительной, но неприятной обязанностью, тем скорее вам легче заживется. Ребенка же заставить «проглотить земноводное» поможет игровая форма. Например, надо убрать в своей комнате. Предложите соревнование! Успеет ли он пропылесосить, пока играет песня. Или кто быстрее наведет порядок – вы в своей спальне или школьник в своей.
Что касается достижения крупных задач, то хорошо работает техника «постоянства активного действия». Сравните ребенка с первопроходцем, карабкающимся на недосягаемую вершину и спросите у него – видел ли он альпиниста, который во время восхождения вдруг «завис» на пару месяцев? Конечно, это невозможно даже представить! Так и в повседневной жизни – ежедневно надо делать хотя бы малюсенький, но шажок к достижению цели. Например, есть задача выучить английский язык. Тогда в списке ежедневных дел должно быть, например, «выучить пять новых слов». Или «пообщаться 15 минут по Скайпу с носителем языка» и т.д.
Ставьте цели грамотно
- Вы сказали, что цели тоже нужно уметь ставить грамотно. Есть ключевые правила?
- Конечно. Во-первых, цель должна быть сформулирована позитивно. «Не хочу получить двойку по физике» - неправильно. Мозг не воспринимает частицу «не». То есть фактически подсознательно вы говорите себе, что как раз желаете схлопотать «неуд» по предмету. Должно звучать так – «хочу сдать физику на пять».
Во-вторых, цель должна зависеть от самого ребенка. Не должно быть «хочу, чтобы училка поставила хорошую отметку». В-третьих, будьте максимально конкретны. Не «я закончу четверть хорошо», а «я закончу четверть со всеми пятерками и максимум двумя четверками». Ну и еще один немаловажный критерий цели – она должна быть экологичной. Иными словами, не навредить ни ребенку, ни семье. Например, «хочу завести собаку». А как питомец впишется в планы ваших домашних? Не получится ли так, что в итоге выгуливать любимца, пока вы будете в школе и спортивной секции, придется бабушке? Это тоже должны обсуждать все вместе.
Если вся семья выработает общую культуру времясбережения, дела будут спориться легко и непринужденно, а цели достигаться быстро и без стресса.