«Воздушные странницы». Истории первых женщин-пилотов в царской России

Бесстрашная Лидия Виссарионовна стала первой женщиной, выполнившей в воздухе такие фигуры как штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором, петлю Нестерова. © / Commons.wikimedia.org

Лидия Зверева

«В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатрисса Лидия Зверева спокойно села в аэроплан «Фарман» и, взлетев на высоту 50-60 метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск», - писала одна из петербургских газет о выпускном полетном экзамене, который на Гатчинском военном аэродроме блестяще сдала 21-летняя Лидия.

   
   

23 августа 1911 года она получила диплом авиатора № 31, войдя в историю России как первая дипломированная женщина-авиатор. 

С детства дочь героя Балканской войны, генерал-майора Виссариона Лебедева проявляла неподдельный интерес к механике. Однажды отец, начальник гарнизона крепости Осовец, разрешил ей подняться в воздух на аэростате, что навсегда изменило жизнь девочки.

«Авиацией я увлекаюсь давно. Еще будучи маленькой девочкой, я с восторгом поднималась на аэростатах в крепости Осовец и строила модели, когда в России еще никто не летал, и только в газетах начали изредка появляться первые вести об успехах заграничных конструкторов», - вспоминала она годы спустя.

Несмотря на это, вначале ее жизнь складывалась как у тысячи других барышень из хороших семей. Она окончила Белостокский институт благородных девиц и в 17 лет вышла замуж. Правда, познать семейного счастья ей не удалось. В 1909 году ее супруг умер от аппендицита.

Вскоре молодая вдова перебралась в Петербург, где 5 июня 1911 года начала заниматься в авиационной школе «Гамаюн» Первого российского товарищества воздухоплавания в Гатчине. Через несколько месяцев она получила диплом.

Зверева с группой авиаторов перелёта Петербург−Москва. Фото: Commons.wikimedia.org

Стоит отметить, что ее смелостью восхищались многие мужчины – сокурсники. Так Константин Арцеулов, учившийся вместе с Лидией, вспоминал: «Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту».

   
   

Бесстрашная Лидия Виссарионовна стала первой женщиной, выполнившей в воздухе такие фигуры как штопор Арцеулова, пикирование с выключенным мотором, петлю Нестерова. 

Многие считали, что она родилась под счастливой звездой, и смерть обходила ее стороной. Так, к примеру, сохранилась история, когда она должна была вместе со своим будущим мужем Владимиром Слюсаренко принять участие в первом перелете Петербург — Москва. Из-за проблем с мотором биплан вернулся в город на Неве.

«Вторично я не полетела только потому, что авиатор Шиманский предложил Слюсаренко свой мотор и как владелец его полетел пассажиром. Результат известен – оба упали, Шиманский разбился насмерть и спас меня ценой своей жизни», - писала она в своем дневнике.

Удача отвернулась от нее в 1916 году. В возрасте 26 лет она заболела брюшным тифом и умерла. Ее супруг Владимир Викторович был убежден, что смерть Лидии была насильственной. По его мнению, бесстрашная талантливая женщина, которая в годы войны работала испытателем и авиаконструктором на их заводе «Авиационная фабрика Слюсаренко», мешала агентам германской разведки, и они устранили ее.

Лидия Зверева перед полетом на биплане Фарман IV, 1911 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Евгения Шаховская

Судьба дочери богатого купца Михаила Петровича Андреева была полна взлетов и падений. Также как и Лидия Зверева молодая Евгения «была больна небом». Диплом летчика она получила в Германии в августе 1911 года.

Евгения Шаховская отличалась жестокостью во время допросов и казней арестованных Фото: Commons.wikimedia.org

Проработав два года инструктором в Германии, она попала в пренеприятную историю. 24 апреля 1913 года по ее вине погиб один из пионеров русской авиации, лётчик и изобретатель Всеволод Абрамович. Выполняя полет, Евгения допустила ошибку, в результате которой произошла трагедия. 22-летний летчик получил смертельные травмы, сама Шаховская при этом не пострадала. После этого случая она на год отказалась от полетов.

Лишь с началом Первой мировой войны жена гражданского инженера князя Шаховского попросилась на фронт. С личного разрешения Николая II ее распределили в 1-м армейский авиаотряд, где она находилась до декабря 1914 года.

Однако ее «немецкое прошлое» вызвало подозрение. В итоге авиатриссу судили за шпионаж в пользу Германии и приговорили к смертной казни. Лишь вмешательство императора спасло ей жизнь: казнь заменили на заточение в монастыре.

Освобождение Шаховской произошло с началом Февральской революции. В годы Гражданской войны бывшая княгиня примкнула к большевикам и пошла на работу в Киевский ГубЧК. По воспоминаниям историков, ее стиль «работы» на допросах отличался особой жестокостью.

Умерла Шаховская в 1920 году в возрасте 31 года. В ходе одной перестрелки с другими чекистами она получила тяжелое ранение, не совместимое с жизнью.

24 апреля 1913 года по ее вине погиб Всеволод Абрамович. Фото: Commons.wikimedia.org

Любовь Голанчикова

В списке первых женщин-летчиков стоит имя красавицы Любови Голанчиковой, которую зрители начала XX века знали под псевдонимом Мили Море. Популярная актриса решила сменить службу Мельпомене на риск, ощущение высоты и виражи, захватывающие дух. 

Человеком, изменившим ее жизнь, стал летчик Михаил Ефимов. Осенью 1910 года он устроил ей романтическое свидание, прокатив на аэроплане. Эмоции, которые испытала Голанчикова, были настолько сильны, что она вскоре записалась в лётную школу «Гамаюн». По окончанию учебного процесса она получила диплом пилота № 56.  Вскоре авиатрисса заявила, что заканчивает карьеру актрисы и полностью посвящает свою жизнь небу.

Имя Голанчиковой узнал весь мир после полета, который она совершила 22 ноября 1912 года. Поднявшись на 2200 метров, она установила мировой рекорд высоты для женщин. После этого начался пик ее славы.

В одном из интервью она сказала: «Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звёзд ещё далеко, но «вольный сын эфира» — аэроплан — поднимет воздухоплавательных Тамар ещё высоко над землей».

Имя Голанчиковой узнал весь мир после полета, который она совершила 22 ноября 1912 года. Фото: Public Domain

В России в годы Первой мировой войны Любовь Александровна вступила в тренировочную эскадрилью ВВС Красной армии. Когда Гражданская война подошла к концу, она эмигрировала за рубеж. Известно, что с 9142 года легендарная женщина-пилот работала простым таксистом в Нью-Йорке. Она умерла в 1961 году. Ей было 72 года.

Софья Долгорукова (Бобринская)

На одном из кладбищ Парижа есть могила русской графини, представительницы известного в России рода, происходящего от Алексея Григорьевича Бобринского, - Софии Алексеевны Бобринской. Она обрела покой 12 декабря 1949 года, уйдя из жизни в 62 года. Жизнь этой женщины была насыщена риском, ревом моторов, жаждой скорости и высоты. 

Дочь председателя Императорской Археологической комиссии, сенатора и обер-гофмейстера имела увлечения, которые навряд ли можно было бы назвать женскими. Получив медицинское образование, она отправилась волонтером на фронт Сербско-болгарской войны в качестве хирурга. Вернувшись в Россию, она заразилась страстью к автомобилям. На дорогостоящее хобби она не жалела ни сил, ни времени. В 1910 году она даже приняла участие в Киевском автопробеге на приз Его Императорского Величества Николая II. Среди 48 участников она была единственной женщиной, решившейся преодолеть с 16 по 29 июня 3200 км.

Когда авиация начала набирать популярность, она поступила в Париже в Шартскую школу пилотов-авиаторов французского аэроклуба, где получила начальную лётную подготовку. После, вернувшись в Россию, она была зачислена в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба, окончив которую получила удостоверение пилота № 234.

В годы Первой мировой войны она вместе с Еленой Самсоновой служила в 26-м корпусном авиационном отряде.

В ее судьбе, как и в истории Голанчиковой, была эмиграция. За рубежом ее ждали будни таксиста, переводчика и секретаря у маркиза Ганея.

Долгорукая во время Императорского пробега 1910 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Елена Самсонова

«Ее неустрашимость, энергия и настойчивость в преодолении трудностей, связанных с авиационным делом, вызывают общие восторги», - писали о Елене Самсоновой газеты в начале XX века.

Самсонова вошла в пятерку первых дипломированных женщин-летчиц. Фото: Commons.wikimedia.org

Молодая девушка со стальных характером нередко становилась героиней публикаций. Так, к примеру, в «Московской газете» вышла посвященная ей заметка «Курсистка-шофер и пилот».

Автор публикации так описал девушку: «Многие москвичи, а в особенности часто лица, посещающие дорогие рестораны, знают Е.П.Самсонову. На повелительный оклик: «Шофер, подавай!»  Е.П., одетая в широкое, английского покроя, мужское пальто и в кепи, надетом козырьком назад, подает автомобиль на требование заказчика. Она единственная в Москве женщина профессиональный шофер». 

В 1913 году на Московском аэродроме в присутствии комиссии Общества воздухоплавания она сдала пилотский экзамен, войдя в пятерку первых дипломированных женщин-летчиц.

В годы Первой мировой она начала работать шофером, а позже - в 26-й КАО (корпусной авиационный отряд). По мнению историков, она совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя.

После войны Самсонова перебралась жить в Сухуми, где, забыв о небе, стала работать учителем физкультуры. Умерла она в 1958 году в возрасте 68 лет.