Его называли поэтом, смотревшим на авиацию, как на особый вид искусства. В 26 лет он доказал всему миру возможность выполнения глубоких виражей в воздухе. Став первым пилотом, показавшим «мертвую петлю», Петр Нестеров также вошел в историю, как летчик, который впервые в практике боевой авиации применил таран. SPB.AIF.RU вспоминает историю героя, погибшего в 27-летнем возрасте.
Из артиллериста в пилота
Детство Петра проходило в условиях бедности. Его отец, работавший воспитателем в Нижегородском кадетском корпусе, умер, оставив жену с четырьмя детьми. После потери кормильца семья была вынуждена перебраться во Вдовий дом - казенное учреждение для неимущих, увечных или престарелых вдов. В 10-летнем возрасте мальчик поступил в кадетский корпус, в котором смог проявить свои блестящие способности в науках. Его усердность и прилежание открыли перед ним двери Михайловского артиллерийского училища в Петербурге, куда его направили в числе шести лучших кадетов. После окончания учебы он был назначен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.
Переломным моментом в его жизни стал 1910 год, когда он был переведён в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду. Во Владикавказе он сошелся с авиатором Артемием Кацаном, который был увлечен идеей построить планер по собственным чертежам. Его «огонь» передался и Петру.
«Моё увлечение авиацией началось с 1910 года. Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота. Мне казалось, что только соблюдение этих условий и только такой аппарат могут дать возможность человеку свободно парить. Только тогда... авиация из забавы и спорта превратится в прочное и полезное приобретение человечества», - вспоминал он.
В этот же год он сконструировал свой первый планер.
Летом 1911 года в Нижнем Новгороде Нестеров познакомился с Петром Соколовым, который был учеником Николая Жуковского, знаменитого механика, которого считают «отцом» аэродинамической науки. Вместе два Петра построили планер, обшивку для которого даже помогла сшить мать Нестерова.
Провести испытания молодые люди решили в поле за кладбищем. Привязав летательный аппарат к повозке с лошадью, они заставили его разогнаться. В результате планер поднялся в воздух на пару метров над землей.
«Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания», - вспоминал это время Нестеров.
Уже на следующий год он сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, а в 1913 году окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине.
Стоит отметить, что Петр быстро заслужил славу экспериментатора и смельчака. Инцидент, произошедший в январе 1913 года, подтвердил, что самообладание и знание аэродинамики может в экстренной ситуации спасти человеку жизнь. Как-то во время полета произошло возгорание бензина в карбюраторе, в итоге мотор остановился. Используя систему планирования, Нестеров смог посадить самолет с выключенным мотором.
Петля Нестерова
Еще во время обучения в Гатчине, Нестеров пришел к выводу, что «воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях». По его мнению, воздух может удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им.
Над его фантазиями о возможности осуществления «мертвой петли» подшучивали многие. Даже как-то в Офицерской школе его товарищи решили подшутить над ним, опубликовав ироничный стих-вопрос в местном «Альманахе».
Петр не оставил ее без ответа, приготовив ответ:
Для того, чтобы понять насколько это была смелая идея, стоит упомянуть, что до Нестерова даже горизонтальные развороты на самолётах делали без крена — «блинчиком».
Петр полностью полагался на свои расчеты, поэтому даже перед выполнением «мёртвой петли» не пристегнулся ремнями к самолёту. Историческое событие произошло 27 августа 1913 года в Киеве.
Летчик сел в самолёт «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил и поднялся в небо. Скептики опасались, что, находясь в верхней точки петли, пилот просто выпадет из самолета. Но их опасения оказались напрасными - центробежная сила прижимала Нестерова к сиденью. Совершив головокружительный пируэт, самолет благополучно приземлился.
Позже Петр вспоминал, что отважиться на такой риск, но доказать верность своих расчетов, было для него делом чести.
«Я еще не успел вполне закончить теоретической разработки этого вопроса, — рассказывал впоследствии он, — когда узнал, что «мертвую петлю» готовится совершить и французский авиатор Пегу. Тогда я бросил теоретические расчеты и решил рискнуть. Совершить «мертвую петлю» было для меня вопросом самолюбия, — ведь более полугода я исследовал этот вопрос на бумаге».
Стоит отметить, что французский пилот Адольф Пегу выполнил похожий трюк 6 сентября 1913 года на самолёте Blériot XI. Однако, ряд экспертов предполагают, что Пегу выполнил не «мёртвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.
В годы Первой Мировой войны Нестеров принимал участие в боях за Львов. Его последний полет состоялся 8 сентября 1914 года. Заметив в небе вражеский разведывательный самолет «Альбатрос», Нестеров пошел к нему наперерез в лёгком «Моране». Считается, что он попытался нанести по краю плоскости «Альбатроса» удар шасси своего аэроплана, но получилось так, что удар пришелся в середину самолета. В итоге мотор отлетел от «Морана». Два самолета упали на землю. В этой авиакатастрофе никто не выжил.
Петру Нестерову было 27 лет.