«АиФ» разбирался в тонкостях такого вояжа, а также насколько это опасно?
«В люди…»
Любой опытный путешественник вам скажет, что автостоп - это не столько про поездку из точки «А» в точку «Б», сколько философия, способ существования в мире. В моём случае (я передвигаюсь таким образом 13 лет, объехал Россию и сопредельные государства) - метод расширения границ, возможность выйти с накатанной орбиты. А ещё - знакомство с окружающим миром, со страной. Горький говорил: «Идите в люди, если хотите видеть большее, чем ваш отдельно взятый угол!». Раньше можно было «ходить» пешком, сейчас проще - на попутках.
В России существует две главных школы автостопа. Одна - старейшая в мире петербургская Лига автостопа (ПЛАС), открытая ещё в далёком 1978 году. Руководителем её является самый именитый автостопщик на земле, проехавший таким способом более 2 миллионов километров - Алексей Воров.
Вторая - столичная Академия вольных путешествий, во главе с не менее легендарным Антоном Кротовым, который, собственно, и сделал автостоп по-настоящему народным, постоянно популяризируя его, разъезжая с лекциями по разным городам, выпуская книги и пособия, проводя в дороге по 300 дней в году.
В нашем городе существует школа ПЛАС, где обучают теории и практике автостопа, работе с картами, географии, устройству автомобилей, медицине, школе выживания. Другой вариант погружения в тему - лекции москвича Кротова (которых полно в Интернете), или его книжки, как та же хрестоматийная - «Практика вольных путешествий».
Вот, кстати, как комментирует автостоп сам Алексей Воров:
- Для меня это высокая степень свободы. В любую секунду я могу принять решение, за полчаса собраться и оказаться в нужной мне точке. Встретив при этом массу интересных людей, оказавшись в совершенно незапланированных и непрогнозируемых ситуациях, как хороших, так и не очень. То есть это маленький кусочек приключения, которое в обычной городской жизни по заданному расписанию со мной вряд ли случится…
Не нахлебники, а сотоварищи
Любопытно, но отношение к поведению во время самой поездки у представителей питерской и московской школ - разнятся. Например, в ПЛАС отстаивают независимость путешественника от любых обстоятельств.
- Мы не сторонники народного автостопа с элементами культуры хиппи, ночёвками у случайных людей и так далее, - говорит Воров. - Автостопщик для нас - это самодостаточная единица, которая не напрягает никого присутствием и внезапным появлением. У нас всегда с собой рюкзак, палатка, профессиональное снаряжение, необходимый минимум денег. Водитель для нас - не источник получений благ и выгоды, а равноправный партнёр. Мы стараемся не допускать ситуаций, когда один чувствует себя покровителем, а другой должником, или когда кто-то стремится самоутвердиться за твой счёт. Если чувствуем это - стараемся чётко расставить акценты, показать, что в любой момент мы можем покинуть салон и продолжить путь дальше. Мы не нахлебники, а сотоварищи, которые вместе преодолевают дорогу. Которые могут помочь, подсказать, накормить, даже наладить машину - это необходимый элемент нашей подготовки.
Москвич Антон Кротов пропагандирует следующий принцип: «Окружающий мир изобилен и добр. Везде есть люди, готовые с вами поделиться чем-то. Продуктами. Ночлегом. Мир - это одна семья!..». И в то же время он чётко оговаривает: «Принимая эти правила, делитесь чем-то сами. Мы должны привносить свою частичку в изобилие этого мира, инвестировать в него. Видите, рядом с вашим домом ребята из Средней Азии красят забор - вынесите им поесть. Встретили несчастного бездомного - дайте ему 100 рублей. Не только пользуйтесь, но и отдавайте!..».
Как видим, оба подхода вполне дополняют друг друга.
Опрятность, терпение
Позиция на трассе выбирается с точки зрения максимальной пригодности для остановки водителя и оптимального обзора. Например - за крупными развязками, постами ГАИ, железнодорожными переездами. А вот на подъёмах, спусках или против солнца вероятность, что вас подхватят, - минимальна. Очень важно выглядеть опрятно: любая расхлябанность во внешнем виде может отпугнуть. Также необходим зрительный контакт с водителем.
- Главное, что нужно помнить: автостопщик - это не пассивный объект, он не зависит от случая, - рассказывает Алексей Воров. - Он сам моделирует ситуацию! Я всегда говорю: «Ребята, водитель ничего не знает о вашем богатом внутреннем мире и прекрасной душе. Он несколько секунд наблюдает вас, и в этот промежуток всё зависит от вас». Да, есть мизантропы, которые никогда не возьмут попутчика. Есть филантропы, которые обязательно подберут. И тех, и других - по одному проценту. Остальные - люди, которые в тех или иных обстоятельствах склонятся к тому или иному решению…
И ещё - будьте терпеливы! Иногда на трассе приходится стоять и час, а случается - и целый день. Главное - не унывать. Автостоп - это не только прогулка с ветерком, но и километры пройденного пути, и пыль, и дождь, и встреча с равнодушием. Всё это - издержки, без которых никуда. Есть терпение и кураж - доберётесь до нужной точки даже быстрее того хмурого водителя, что проехал мимо вас, состроив страшную рожу.
Главный источник угрозы
И, наконец, опасно ли это? Если на большую дорогу отправляется одинокая девушка (или даже две) - за их безопасность никто отвечать не может. В остальных случаях ЧП - исключительный вариант.
- Меня нередко спрашивают: разве это безопасно, много ли я плохого видел на пути? - делится Алексей Воров. - Всегда отвечаю, что в автостопе видишь как раз хорошее! Тем не менее ЧП случаются. Все мы смотрим Голливуд, фильмы про маньяков. Но часто забываем, что тонна - полторы железа, летящие со скоростью 30 метров в секунду, могут выйти из-под контроля по любой причине, а вот это действительно смертельно опасно. Опытные люди так оценивают опасность в автостопе: 85% - от автомобиля, 6% - от человека, 9% - от прочих факторов. За всю мою практику я ни разу не пострадал от человека, но попал в 11 аварий. Что касается скверных ситуаций с водителями, то на память мне приходит только один случай с нашим товарищем. На участке между Воронежем и Ростовом он нарвался на пьяных. Те под угрозой ножа забрали его вещи и уехали. Задержали этих ребят через несколько часов. То есть за почти 40 лет - только один случай в нашем сообществе. А перепалки, недопонимания, мелкие неурядицы, конечно, встречаются.
Поэтому ехать или не ехать - решать вам. Но, как говорит Антон Кротов, - если вы созрели, сделать это нужно именно в этом году, не откладывая, как и любое важное дело.