Романтики с «большой» дороги. Как стать настоящим автостопщиком

Любой опытный путешественник вам скажет, что автостоп - это целая философия. © / АиФ

«АиФ» разбирался в тонкостях такого вояжа, а также насколько это опасно?

   
   

«В люди…»

Любой опытный путешественник вам скажет, что автостоп - это не столько про поездку из точки «А» в точку «Б», сколько философия, способ существования в мире. В моём случае (я передвигаюсь таким образом 13 лет, объехал Россию и сопредельные государства) - метод расширения границ, возможность выйти с накатанной орбиты. А ещё - знакомство с окружающим миром, со страной. Горький говорил: «Идите в люди, если хотите видеть большее, чем ваш отдельно взятый угол!». Раньше можно было «ходить» пешком, сейчас проще - на попутках.

В России существует две главных школы автостопа. Одна - старейшая в мире петербургская Лига автостопа (ПЛАС), открытая ещё в далёком 1978 году. Руководителем её является самый именитый автостопщик на земле, проехавший таким способом более 2 миллионов километров - Алексей Воров.

Вторая - столичная Академия вольных путешествий, во главе с не менее легендарным Антоном Кротовым, который, собственно, и сделал автостоп по-настоящему народным, постоянно популяризируя его, разъезжая с лекциями по разным городам, выпуская книги и пособия, проводя в дороге по 300 дней в году.

В нашем городе существует школа ПЛАС, где обучают теории и практике автостопа, работе с картами, географии, устройству автомобилей, медицине, школе выживания. Другой вариант погружения в тему - лекции москвича Кротова (которых полно в Интернете), или его книжки, как та же хрестоматийная - «Практика вольных путешествий».

Вот, кстати, как комментирует автостоп сам Алексей Воров:

- Для меня это высокая степень свободы. В любую секунду я могу принять решение, за полчаса собраться и оказаться в нужной мне точке. Встретив при этом массу интересных людей, оказавшись в совершенно незапланированных и непрогнозируемых ситуациях, как хороших, так и не очень. То есть это маленький кусочек приключения, которое в обычной городской жизни по заданному расписанию со мной вряд ли случится…

   
   

Не нахлебники, а сотоварищи

Любопытно, но отношение к поведению во время самой поездки у представителей питерской и московской школ - разнятся. Например, в ПЛАС отстаивают независимость путешественника от любых обстоятельств.

- Мы не сторонники народного автостопа с элементами культуры хиппи, ночёвками у случайных людей и так далее, - говорит Воров. - Автостопщик для нас - это самодостаточная единица, которая не напрягает никого присутствием и внезапным появлением. У нас всегда с собой рюкзак, палатка, профессиональное снаряжение, необходимый минимум денег. Водитель для нас - не источник получений благ и выгоды, а равноправный партнёр. Мы стараемся не допускать ситуаций, когда один чувствует себя покровителем, а другой должником, или когда кто-то стремится самоутвердиться за твой счёт. Если чувствуем это - стараемся чётко расставить акценты, показать, что в любой момент мы можем покинуть салон и продолжить путь дальше. Мы не нахлебники, а сотоварищи, которые вместе преодолевают дорогу. Которые могут помочь, подсказать, накормить, даже наладить машину - это необходимый элемент нашей подготовки.

«Идите в люди, если хотите видеть большее, чем ваш отдельно взятый угол!» Фото: pixabay.com

Москвич Антон Кротов пропагандирует следующий принцип: «Окружающий мир изобилен и добр. Везде есть люди, готовые с вами поделиться чем-то. Продуктами. Ночлегом. Мир - это одна семья!..». И в то же время он чётко оговаривает: «Принимая эти правила, делитесь чем-то сами. Мы должны привносить свою частичку в изобилие этого мира, инвестировать в него. Видите, рядом с вашим домом ребята из Средней Азии красят забор - вынесите им поесть. Встретили несчастного бездомного - дайте ему 100 рублей. Не только пользуйтесь, но и отдавайте!..».

Как видим, оба подхода вполне дополняют друг друга.

Опрятность, терпение

Позиция на трассе выбирается с точки зрения максимальной пригодности для остановки водителя и оптимального обзора. Например - за крупными развязками, постами ГАИ, железнодорожными переездами. А вот на подъёмах, спусках или против солнца вероятность, что вас подхватят, - минимальна. Очень важно выглядеть опрятно: любая расхлябанность во внешнем виде может отпугнуть. Также необходим зрительный контакт с водителем.

- Главное, что нужно помнить: автостопщик - это не пассивный объект, он не зависит от случая, - рассказывает Алексей Воров. - Он сам моделирует ситуацию! Я всегда говорю: «Ребята, водитель ничего не знает о вашем богатом внутреннем мире и прекрасной душе. Он несколько секунд наблюдает вас, и в этот промежуток всё зависит от вас». Да, есть мизантропы, которые никогда не возьмут попутчика. Есть филантропы, которые обязательно подберут. И тех, и других - по одному проценту. Остальные - люди, которые в тех или иных обстоятельствах склонятся к тому или иному решению…

И ещё - будьте терпеливы! Иногда на трассе приходится стоять и час, а случается - и целый день. Главное - не унывать. Автостоп - это не только прогулка с ветерком, но и километры пройденного пути, и пыль, и дождь, и встреча с равнодушием. Всё это - издержки, без которых никуда. Есть терпение и кураж - доберётесь до нужной точки даже быстрее того хмурого водителя, что проехал мимо вас, состроив страшную рожу.

Главный источник угрозы

Одиноким девушкам лучше не рисковать. Фото: pixabay.com

И, наконец, опасно ли это? Если на большую дорогу отправляется одинокая девушка (или даже две) - за их безопасность никто отвечать не может. В остальных случаях ЧП - исключительный вариант.

- Меня нередко спрашивают: разве это безопасно, много ли я плохого видел на пути? - делится Алексей Воров. - Всегда отвечаю, что в автостопе видишь как раз хорошее! Тем не менее ЧП случаются. Все мы смотрим Голливуд, фильмы про маньяков. Но часто забываем, что тонна - полторы железа, летящие со скоростью 30 метров в секунду, могут выйти из-под контроля по любой причине, а вот это действительно смертельно опасно. Опытные люди так оценивают опасность в автостопе: 85% - от автомобиля, 6% - от человека, 9% - от прочих факторов. За всю мою практику я ни разу не пострадал от человека, но попал в 11 аварий. Что касается скверных ситуаций с водителями, то на память мне приходит только один случай с нашим товарищем. На участке между Воронежем и Ростовом он нарвался на пьяных. Те под угрозой ножа забрали его вещи и уехали. Задержали этих ребят через несколько часов. То есть за почти 40 лет - только один случай в нашем сообществе. А перепалки, недопонимания, мелкие неурядицы, конечно, встречаются.

Поэтому ехать или не ехать - решать вам. Но, как говорит Антон Кротов, - если вы созрели, сделать это нужно именно в этом году, не откладывая, как и любое важное дело.