Шанс выжить. Больной раком хирург-онколог ведет блог в интернете

Хирург-онколог Андрей Павленко болен раком желудка. © / Андрей Павленко / Из личного архива

Андрей Павленко – один лучших хирургов-онкологов России. За годы своей практики он спас сотни людей, больных раком. А недавно и сам услышал страшный диагноз – рак желудка, терминальная стадия. Врачу предстоит пройти 4 курса химиотерапии, по результатам которой станет ясно, можно ли вырезать опухоль, и есть ли шансы на 5-летнюю выживаемость. Павленко не падает духом: он намерен бороться с болезнью до конца – ради любимой жены, троих детей и своих пациентов. В интернете хирург завел блог, где он намерен рассказывать о своем состоянии и лечении. «Я хочу, чтобы вы были максимально информированы о своей болезни, чтобы вы знали о всех возможных осложнениях, которые вас могут ожидать, - обращается Андрей к читателям, - и я  максимально открыто хочу рассказать вам, как с ними можно бороться».

   
   

Страшный диагноз

За годы практики Павленко спас сотни людей. Фото: Из личного архива/ Андрей Павленко

Несколько недель назад 39-летний хирург-онколог Андрей Павленко узнал о том, что болен раком желудка в терминальной стадии. Все началось с боли в животе, которую врач списал на неправильное питание – в череде дежурств не всегда можно успеть поесть. Врач сделал гастроскопию, ожидая услышать один из двух диагнозов – язва или гастрит. Дома Андрей посмотрел запись проведенной ему процедуры на диске и увидел на желудке опухоль. На другой день коллеги подтвердили самые худшие опасения Павленко: агрессивная форма рака желудка, как минимум третья стадия. Опухоль распространилась на большую часть желудка, в организме пошли метастазы.

«Когда я узнал, что у меня рак, я был в шоке, по телу пробежала дрожь, - признается Андрей. – Но я постарался взять себя в руки. Я понимал, что нужно делать, но психологически было тяжело, ведь я знал, что предстоит пройти, знал возможные осложнения, потому что общался с терминальными больными».

Так Павленко сам стал пациентом. И если при общении с больным врач всегда может смягчить известие о болезни, сгладить острые углы и вселить надежду, то Андрей остался наедине со своим диагнозом. Он понимал, что с третьей стадией рака у него есть 35%-ный шанс прожить еще пять лет – на языке профессионалов это называется «пятилетней выживаемостью». При худшем варианте развития событий жить хирургу осталось всего два года.

Вечером Андрей рассказал все родным – жене и детям. Старшей дочери Павленко 13 лет, и она уже прекрасно понимает, что значит «рак». Младшему сыну – всего год. И Андрей твердо решил увидеть, как он повзрослеет.

Просчитал все варианты

Через несколько дней после того, как онколог узнал о своей болезни, он решил завести в интернете блог, где он стал бы рассказывать о своем самочувствии, ощущениях, ходе лечения. Столкнувшись с несчастьем, Павленко понял, что чувствуют люди, услышавшие слово, равноценное приговору. Осознал их страх перед болезнью и возможной скорой смертью. Андрей захотел рассказать людям, что нужно делать, куда обращаться, какие вопросы задавать врачу. «Хорошо информированный больной, как правило, готов ко всем сложностям, которые будут ожидать его на пути. Другой вопрос, что в России информированы пациенты очень скудно, - отмечает он. - В пятницу я узнал свой окончательный диагноз, а в понедельник ко мне от других врачей на прием пришли за вторым мнением минимум три человека с раком желудка — все они смутно представляли свое положение и перспективы».

Как рассказал Павленко в своем первом отчете в блоге, в апреле он прошел первый курс химиотерапии. Всего таких курсов нужно четыре. Если после этого опухоль хорошо отреагирует и уменьшится в размерах, ее можно будет вырезать. Тогда шансы выжить у Андрея существенно повышается. При этом хирург понимает: если химиотерапия окажется неэффективной, смысла проводить хирургическое вмешательство нет. Для себя Павленко уже решил, что в этом случае он откажется от паллиативной помощи, потому что хочет как можно дольше оставаться в работоспособном состоянии и провести побольше времени с семьей. Хирург вспоминает: старшая дочь росла, практически не видя его – Павленко тогда только начинал свой путь в медицине и целыми сутками пропадал в больнице. Младшему сыну в этом плане повезло больше.    
   

Андрей попытался хладнокровно просчитать все варианты. Он уже получил согласие от нескольких человек, которые будут готовы сменить его на посту руководителя онкологического отделения крупной университетской клиники в Петербурге. В ближайшее время Павленко планирует рассчитаться со всеми долгами и открыть для своей семьи счет в банке, что финансовое положение его родных оставалось стабильным.

В первые дни после «химии» хирург продолжал работать. Врач принимал пациентов, контролировал проведение операции молодыми коллегами. В один из дней у хирурга начала подниматься температура. Он сразу понял, что это фебрильная нейтропения – смертельно опасное состояние, когда больного начинает лихорадить. Павленко поехал домой. Его знобило. Андрей лег под два одеяло и снова измерил температуру: 39,3. «Была мысль – может, в этом огне сгорит часть опухолевых клеток? – усмехается врач. - Обывательская мысль, но теплилась в глубине души. Оказывается, я неплохо переношу лихорадку!». В тот раз температура постепенно нормализовалась. На следующей неделе Андрею предстоит побриться налысо перед очередным курсом «химии». Онколог относится к такой перспективе с юмором. «Теперь все мужчины в нашей семье будут лысыми!», - отшучивается он.

«Я умру?»

Существует обывательское мнение о том, что уж врач, тем более онколог, сам не может заболеть раком, но Павленко напоминает: от этого никто не застрахован. На ранней стадии выявить рак практически невозможно, поскольку онкологические заболевания первое время протекают бессимптомно. Вот и сам Андрей не чувствовал, как опухоль разрастается в его желудке и ощутил боль уже на терминальной стадии.

С помощью своего блога Павленко хочет объяснить другим больным, что с диагнозом «рак» нужно жить, а не просто доживать. «Когда доктор говорит, что нужна химиотерапия, пациент ассоциирует это с запущенным заболеванием, - говорит врач. – Как правило, это действительно так. Мы начинаем лечение с химиотерапии, когда болезнь уже продвинутая, стадия не ранняя. Это настораживает больного и заставляет паниковать. Возникают вопросы: «Насколько все запущено? Я умру?». Это первый вопрос, который не следует задавать. Доктор не сможет вам ответить. Правильный вопрос: «Почему начинаем лечение с химиотерапии?». Доктор должен не говорить, что «так положено», а дать развернутый ответ».

Людям, которые по каким-то причинам боятся заболеть раком, Андрей советует не идти сразу в онкоцентр – там вас точно не примут – а обратиться к терапевту, который поможет выяснить, если ли у вас риск возникновения онкозаболеваний.

Если же рак уже выявили, ни в коем случае нельзя падать духом! Нужно бороться, как это делает один из лучших врачей страны – Андрей Павленко.