Судьба Римской империи? К чему может привести наплыв мигрантов в Европу

Георгий Зотов / АиФ

Кто бежит в Европу: варвары-иждивенцы или несчастные люди, спасающие свои жизни? Чем грозит этот поток России? И почему ни одной стране мира ещё не удалось решить проблему с мигрантами, «АиФ-Петербург» рассказал социолог Николай Соколов

   
   

Границ не оказалось

Николай Соколов: - Последние десятилетия Европа жила в очень комфортной обстановке - там царили спокойствие и благополучие. Периодически приплывали какие-то корабли с нелегалами из Африки, но полиция и миграционные службы вполне с этим справлялись. Всех удавалось накормить, трудоустроить, а некоторых отправить обратно на родину. 

Однако к сегодняшнему массовому наплыву беженцев с Ближнего Востока они оказались совершенно не готовы. Ни морально, ни физически. Выяснилось, что отсутствие границ внутри Европейского союза - это хорошо, когда сами его резиденты катаются друг к другу в гости на Рождество. А когда стали прибывать многотысячные толпы, их оказалось невозможно остановить. Эти люди просто выросли в совершенно не европейской системе координат, для них границы там, где стоят пулемёты, из которых могут убить. А если можно прорваться, отделавшись синяками, это уже не граница. 

К насилию на уровне пулемётов руководство ЕС не готово. В общем-то все понимают, что нужно ограничивать потоки цивилизованным путём: в первую очередь принимать действительно тех, кто убегает от бомбёжек и насилия, дифференцировать материальную помощь. К старикам, детям, по-
страдавшим должен быть один подход, к молодым и трудоспособным - другой. Однако проще сказать, чем сделать. И сегодня Европа находится в полной растерянности: как быть, где взять деньги - никто не знает. 

- Как вы оцениваете состав беженцев? Многие западные эксперты отмечают, что среди них преобладают не дети и женщины, бегущие от войны, а молодые здоровые мужчины, которые вряд ли пополнят ряды легальных рабочих в Европе… 

- Естественно, в эмиграцию всегда включаются более мобильные категории населения. Людям, обременённым семьёй, хозяйством, возрастом, эмигрировать сложнее. Бежит тот, кто может быстро бегать. 

И конечно, они перемещаются в поисках лучшей жизни, что абсолютно рационально. Ведь социальная система у них на родине близка к полному разрушению, и люди, её составлявшие, оказались в свободном полёте - к самым «хлебным» местам в мире. 

   
   

Не стоит впадать в панику, что беженцы несут сплошной криминал. Среди них наверняка представлены все слои общества, даже профессура. Отпетые разбойники остались как раз дома - заниматься революцией и сколачивать капитал. Но то, что это не европейцы и по-европейски жить не смогут, - нужно понять. Вряд ли Европе удастся встроить их в свою модель социального государства, построение которой заняло почти 200 отнюдь не спокойных лет. За сегодняшние пенсии европейским старикам, социальные пособия начинали биться ещё на баррикадах 1848 года. Нынешние масштабы миграции в Старый Свет тогда никто и представить не мог… 

- В Петербурге уже был опыт, когда из 114 тысяч вставших на учёт украинских беженцев трудоустроились лишь два человека...

- Думаю, это результат неэффективности тех служб, которые занимались проблемой. Уверен, что бо`льшая часть этих людей просто устроила свою судьбу без их помощи. Они не стали нищими и не пошли грабить горожан. С другой стороны, в России всё же не такая социальная помощь беженцам, как в Европе. Этой «приманки» для мигрантов у нас нет, и те, кто к нам едут, изначально рассчитывают на себя. 

Расплата за филантропию

- Многие задаются вопросом, почему беженцев-единоверцев не размещают богатые и малонаселённые страны Персидского залива. Саудовская Аравия, напротив, даже укрепила свои границы. 

- Они адекватнее европейских лидеров оценивают ситуацию, понимают, что беженцы - бесполезная для них нагрузка. Да они и не были никогда одержимы идеями помогать всем бегущим и отстающим. Европа сейчас по большому счёту расплачивается за свою филантропию - слишком долго она исповедовала идею, что богатым и успешным странам нужно делиться с бедными, где тоже живут люди (что чистейшая правда). Надо этих людей принимать, образовывать, делать из них европейцев. Но европейцев из всех сделать не получается, а претендентов на помощь становится всё больше. 

- Данные о том, как сами европейцы относятся к такому наплыву мигрантов, противоречивые. В той же Германии в поддержку беженцев выходят тысячи людей, и одновременно с этим поджигают лагеря, где они размещены…

- Сейчас и «правые», и сторонники мультикультурализма пытаются заработать на этом кризисе очки. А некоторые - и деньги. Но в новости попадают выходки гиперактивного меньшинства. Большинство же обычных европейцев, думаю, как их правительства, растеряны. Они понимают, что за всё это им придётся платить из своего кармана.

Буквально на днях власти соседней Финляндии объявили о поправках в Трудовой кодекс страны. Планируется сократить выплаты по сверхурочным, отпускным, больничным, продлить рабочий день на 20 минут. Вот цена помощи мигрантам, постоянно прибывающим в Суоми. Фактически ревизии подвергаются фундаментальные ценности «скандинавского социализма». Если ситуацию не удастся удержать, наступит перелом в истории европейской цивилизации… 

- То есть всё идёт к её разрушению?

- Я бы сказал - перерождению. Если посмотреть на историю глобально, то ничего нового в этом нет. Был великий Рим, а потом на его улицах пасли коров... Вымывание некогда сильных наций - естественный процесс. Но ведь Рим, в отличие от римлян, не исчез - это вечный город. И Европа не исчезнет, если разделит судьбу Римской империи. Народы в истории сменяют друг друга. Желательно, чтобы в XXI в. это происходило управляемо, планомерно, без крови и унижения человеческого достоинства.

Что грозит России?

- Можно ли нам перенять опыт США, которым удаётся интегрировать мигрантов в свою цивилизацию и делать из китайцев, французов, мексиканцев - американцев уже во втором поколении?

- В США очень сильна культура миграции. Это страна иммигрантов, и там сложился определённый порядок. Не зря, чтобы попасть в Америку даже просто как туристу, вам нужно пройти многоуровневый контроль, на каждом этапе которого вас могут «завернуть». Однако и в Штатах приезжие - проблема. Вспомним братьев Царнаевых, устроивших кровавый теракт в Бостоне. На территорию США они прибыли в статусе беженцев, им дали кров, образование - и что получилось? Плюс в США есть своя болезненная точка - Латинская Америка. Так что не всё так просто. 

- По данным на сентябрь, в России находятся всего 2000 сирийских беженцев, в Санкт-Петербурге - около 100. Будет ли увеличиваться их число, или нашу страну воспринимают как перевалочный пункт на пути в Финляндию, Швецию, Норвегию?

- Сегодняшняя волна мигрантов России пока не угрожает, так как этот поток чётко ориентирован на Евросоюз. Однако ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, вполне может повториться в странах, входящих в нашу зону ответственности. Тогда Россия столкнётся с аналогичным «цунами» беженцев из какого-либо соседнего государства. Надо к этому всерьёз готовиться, ситуация в Европе - наш шанс не быть застигнутыми врасплох.